Аналитическая записка от 01.02.2000.

А.А. Шиян

Механизм построения ОПТИМАЛЬНОЙ структуры власти на Украине

Предварительные замечания.

Настоящая Аналитическая записка продолжает цикл аналитических материалов, цель которых состоит в разработке оптимального метода перевода Украины в состав социально и экономически развитых стран Мира.

С ранее подготовленными материалами можно познакомиться в моих книгах - Монографии "Социальные технологии для ХХ1 века: природа Человека и законы самоорганизации иерархических социальных структур", Учебнике "Основы информационно-психологической безопасности для менеджера" и политическом детективе "Выбор".

Все эти 3 книги , а также ВСЕ ранее подготовленные Аналитические записки приведены в полном объеме также на моей персональной веб-странице http://ru.laser.ru/authors/shiyan .

Данная Аналитическая записка опирается на опыт, приобретенный мной вследствие моего управления Избирательной кампанией в Государственную Думу России в 1999 году (детальный анализ которой приведен на моей веб-странице).

Таким образом,

    • Цель записки: описать оптимальный механизм построения системы Власти на Украине, приспособленный для реализации разработанной мной Программы перевода Украины в состав социально и экономически развитых стран Мира (см. веб-страницу).

Общий механизм построения ОПТИМАЛЬНОЙ структуры Власти - это САМООРГАНИЗАЦИЯ властной иерархии. Общие вопросы этого описаны в моих книгах и приведены на веб-странице, и поэтому полагаются известными читателю.

Поэтому в данной Аналитической записке я рассмотрю

    • только описание тех конкретных механизмов, которые оптимальны для современных условий Украины. (Причем основное внимание сосредоточено на высших эшелонах Власти.)

Современное политическое состояние Украины (краткое рассмотрение).

Сегодняшнее состояние политической системы Украины характеризуется следующим:

    1. Президент и связанные с ним структуры Власти получили в конце 1999 года мощный КРЕДИТ ДОВЕРИЯ от населения страны.
    2. Действующий Президент Л. Кучма (и Секретарь Совета Национальной Безопасности и Обороны Украины Е. Марчук, а также руководители силовых структур, Кабинет Министров в целом) имеют большие НАВЫКИ работы (управления и маневрирования) в условиях промышленно-региональных кланов Украины.
    3. Президентские выборы показали, что Президент ДОСТАТОЧНО ХОРОШО КОНТРОЛИРУЕТ аппарат Исполнительной власти.
    4. Референдум от 16 апреля 2000 года затрагивает фундаментальные основы Законодательной структуры Власти.
    5. Имеющие место в Парламенте события (раскол на 2 фракции) далеки от интересов народа и не поддерживаются им.
    6. Сейчас народ Украины ГОТОВ ВОСПРИНЯТЬ от Президента НОВЫЙ КУРС: фактически, сейчас народ Украины СОГЛАСЕН поддержать ЛЮБЫЕ ДЕЙСТВИЯ - в том числе и ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО характера. Народ ГОТОВ, народ СОГЛАСЕН на существенные ОРГАНИЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД (как своих, так и ДРУГИХ ветвей Власти).

Однако такое положение НЕСТАБИЛЬНО: если ОЖИДАНИЯ народа не сбудутся, то социальное напряжение в стране будет ВЫПЛЕСНУТО в виде действий массового неповиновения и апатии.

Оценка "времени ожидания" - того времени, который есть у Президента для принятия ПРАВИЛЬНОГО решения.

Сейчас Президент подписал Указ о реорганизации в сельском хозяйстве. Этот Указ НЕ ОБЕСПЕЧЕН материальными, кадровыми, законодательными и финансовыми ресурсами. (Нету техники, семян, удобрений и т.п. Нету КАДРОВ, которые могли бы организовать НОВОЕ хозяйство. Нету законодательной базы, - в частности, не определено, что делать с ДОЛГАМИ при реорганизации колхозов. Не определен Госзаказ на сельскохозяйственную продукцию. Нету системы КРЕДИТОВАНИЯ сельскохозяйственного производства.) Как следствие - ОСЕНЬЮ 2000 ГОДА БУДЕТ СУЩЕСТВЕННОЕ УМЕНЬШЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА произведенной сельскохозяйственной продукции. (Не говоря уже о том, что нету НИКАКИХ механизмов СТИМУЛИРОВАНИЯ ее переработки!)

Таким образом, в сезон 2000 года КОЛИЧЕСТВО ГОДОВЫХ ПАЙКОВ для населения Украины УМЕНЬШИТСЯ. Это с неизбежностью приведет к росту социального напряжения, то есть получим ШАГ НА ПУТЬ К ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ - см. мою Аналитическую записку от 01.09.99г.

(Конечно, временной резерв имеется - но только за счет СМЕРТИ СТАРИКОВ: этот запас составляет 5-8 млн. человек, что позволит "продержаться" без структурных изменений еще не более чем 2-3 лет.)

Если Президент УПУСТИТ такие благоприятные возможности - то

    • после ОСЕНИ 2000 реорганизация Власти в Украине должна будет затрагивать ВСЕ ветви, ВКЛЮЧАЯ И СМЕНУ ПРЕЗИДЕНТА.

ВЫВОД:

В Украине сложились условия для того, чтобы РЕАЛИЗОВАТЬ оптимальный сценарий перевода страны в разряд социально и экономически развитых стран Мира.

Краткое описание механизма построения ОПТИМАЛЬНОЙ структуры Власти на Украине.

Этот механизм включает следующие этапы:

  1. Перехват Президентом и Администрацией Президента ВСЕЙ ПОЛНОТЫ Исполнительной и Законодательной Власти на срок 3-4 года (то есть - на термин полномочий Л. Кучмы).
  2. Издание системы законов, реализующих юридическую поддержку Программы перевода Украины в разряд социально и экономически развитых стран Мира (первый и второй этап - то есть для малого и среднего бизнеса).
  3. Формирование в Украине (методом самоорганизации!) НОВОЙ структуры МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (также в течение 3-4 лет, то есть - при Президенте Л. Кучме).
  4. Формирование состава ОБОИХ ПАЛАТ нового Парламента и органов МЕСТНОГО управления.
  5. Организация перехода Президентской Власти в руки ПРЕЕМНИКА (подготовленного Президентом Л. Кучмой и Аппаратом Президента).
  6. Формирование ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПОЛЯ Украины для ВСЕХ ветвей Власти и организация ПЕРВЫХ ВЫБОРОВ в Парламент НА ОСНОВАНИИ НОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. Формирование законодательного поля для ТРЕТЬЕГО (заключительного) этапа Программы перевода Украины в разряд социально и экономически развитых стран Мира.

Напомним, что Программа перевода Украины в разряд социально и экономически развитых стран Мира рассчитана на срок от 9 лет (см. мою веб-страницу), - то есть фактически В ОСНОВНОМ может быть реализована за термин управления ДВУХ Президентов - Л. Кучмы и его Преемника.

Рассмотрим описанный механизм боле подробно.

1. Сценарий перехвата Президентом и Администрацией Президента ВСЕЙ ПОЛНОТЫ Исполнительной и Законодательной Власти на срок 3-4 года (то есть - на термин полномочий Л. Кучмы).

Для этого - наиболее активно используется РЕФЕРЕНДУМ от 16 апреля 2000 года.

Основные вопросы, на которые необходимо обеспечить ответ "ДА":

  • Недоверие существующему Парламенту.
  • Двухпалатный Парламент.
  • НОВУЮ Конституцию - принимать на Референдуме.

Это позволит:

    1. Распустить действующий Парламент.
    2. Провести выборы в Парламент, ОБЯЗАВ его решить вопросы 1) принять Проект Текста НОВОЙ Конституции, 2) Принять Закон о Выборах в Парламент и Президента Украины.

Вследствие этого - по сути своей достигается то, что

    • Парламент на срок до 3-4 лет оказывается ОТСТРАНЕННЫМ от реальной Законодательной Власти в стране.

Отметим, что существующие АКТИВНЫЕ избирательные технологии - об этом будет описано далее в специальном разделе, посвященном формированию местного самоуправления (см. также мою веб-страницу) - позволяют обеспечить избрание депутатов, которые сформируют НУЖНОЕ ПРЕЗИДЕНТУ "большинство" в Парламенте.

Таким образом, Парламент на "переходной период" будет заниматься ТОЛЬКО КОНСТИТУЦИОННЫМИ и ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫМИ законами. Поэтому Президент сможет ЕДИНОЛИЧНО издавать Указы ПО ВСЕМ вопросам политической и экономической жизни страны.

Конституционный Суд может быть ОБОЙДЕН вследствие того обстоятельства, что РЕШЕНИЕ ВСЕНАРОДНОГО РЕФЕРЕНДУМА имеет силу БОЛЬШУЮ, чем существующая Конституция: НАРОД ОБЯЗАЛ ВЛАСТЬ ПОМЕНЯТЬ КОНСТИТУЦИЮ.

То есть - ВОЛЯ НАРОДА - ВЫШЕ решений Конституционного Суда. (Если, конечно, Конституционный Суд будет принимать "неверные" решения!)

Отметим, что тем самым, как и ДОЛЖНО БЫТЬ, на переходной период будет обеспечено действие "ОСОБОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА"!

Конституция - это ВСЕГДА ФИКСАЦИЯ социального состояния страны, а нам сейчас - нужно обеспечить поддержку ПРОЦЕССА перехода!

2. Издание системы законов, реализующих юридическую поддержку Программы перевода Украины в разряд социально и экономически развитых стран Мира (первый и второй этап - то есть для малого и среднего бизнеса).

Президент своими Указами создает ЗАКОНОДАТЕЛЬНУЮ БАЗУ для самоорганизации в Украине малого и среднего бизнеса.

Своей властью (и - ИЗОЛЯЦИЕЙ Парламента!) он ГАРАНТИРУЕТ неизменность законов для МАЛОГО бизнеса на срок своих полномочий. То есть - на 3-4 года.

Подчеркнем, что действующий Президент Л. Кучма (и Секретарь Совета Национальной Безопасности и Обороны Украины Е. Марчук, а также руководители силовых структур, Кабинет Министров в целом) имеют большие НАВЫКИ работы (управления и маневрирования) в условиях промышленно-региональных кланов Украины. А поскольку на первом и втором этапах выполнения разработанной мной Программы требуется организовывать КОНТРОЛЬ за такими структурами, то на всем протяжении управления Президента Л. Кучмы МОЖНО ОБОЙТИСЬ ДЕЙСТВУЮЩИМ (СТАРЫМ!) кадровым составом, - это будет способствовать стабильности в высших эшелонах управления Государством.

Подробнее о сути таких законов - см. мою Программу (Монография, а также - веб-страница).

3. Формирование в Украине (методом самоорганизации!) НОВОЙ структуры МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (также в течение 3-4 лет, то есть - при Президенте Л. Кучме).

Как показано в моей статье "Формирование иерархических социальных структур как способ проведения избирательных кампаний. Теория и результаты апробации" (см. раздел "Новинка" на моей веб-странице; этот материал войдет в новое переиздание Монографии), целесообразно формировать структуры местного самоуправления пользуясь ресурсами ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЙ.

Поскольку в 2000 году Украину ожидают как минимум ДВЕ Избирательные кампании - Референдум и Выборы Парламента (для подготовки Проекта Конституции), - то предоставляется УНИКАЛЬНАЯ возможность уже в течение этого года получить существенный успех.

К тому же нужно учесть, что вследствие ВАЖНОСТИ для Украины и Президента Л. Кучмы обоих Избирательных кампаний, на их проведение будут отпущены весьма ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ. Оптимальное использование этих ресурсов (материальных, кадровых, финансовых и т.п.) НЕВОЗМОЖНО ВНЕ ПОЛЯ АКТИВНЫХ Избирательных технологий.

За техническими деталями я отсылаю к моей статье "Формирование иерархических социальных структур как способ проведения избирательных кампаний. Теория и результаты апробации", а также статье "Анализ одной Избирательной кампании по Одномандатному округу на выборах в Государственную Думу России в 1999 году", - найти ее можно там же.

Сделаю только несколько замечаний.

Во-первых, успех АКТИВНЫХ Избирательных технологий зависит от ПРАВИЛЬНОГО ВЫБОРА Координаторов нужного для решения данной задачи уровня.

Во-вторых, как показал опыт апробации моих методик при выборах в Государственную Думу России, для построения ЗАТРАВОЧНОЙ социальной системы в Избирательном округе в 500 тыс. человек (то есть - 1-2 млн. жителей) вполне достаточно срока в 1,5-2 месяца при финансовых затратах не более чем в 50-100 тыс. долларов США.

Другими словами, для формирования ЗАТРАВОЧНОЙ социальной системы в ОТДЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ требуется 1,5-2 мес. при финансировании в 50-100 тыс. долларов США.

    • Даже если такие структуры будет "строить" всего ОДИН коллектив специалистов (я могу сформировать как минимум 1 такой коллектив н протяжении от 1 недели до 1 месяца при выполнении некоторых условий), то и тогда на всю Украину требуется НЕ БОЛЕЕ 2-Х ЛЕТ!

Для Украины в целом - это составляет сумму до 3 млн. долларов США, что ГОРАЗДО МЕНЬШЕ, чем выделяется МВФ и другими организациями на реорганизацию системы управления в рамках отдельного Министерства!

Подчеркнем, что "НАСТРОЙКА" такой социальной системы, в результате которой она сможет рассматриваться как СИСТЕМА МЕСТНОЙ (РЕГИОНАЛЬНОЙ) ВЛАСТИ, требует срока в 1-2 года. Что вполне укладывается в сроки, отведенные моей Программой для ВЫБОРОВ в НОВУЮ местную администрацию (см. мою Программу в Монографии и на веб-странице).

Для УСПЕШНОГО становления ("настройки") таких ЗАТРАВОЧНЫХ социальных систем нужно Указом Президента разрешить таким НЕПРИБЫЛЬНЫМ НЕГОСУДАРСТВЕННЫМ объединениям граждан иметь блок НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ при их социально-ориентированной коммерческой деятельности. (Отметим, что сегодня Развитые страны Мира ИМЕННО ЭТОМУ сектору - Негосударственным Неприбыльным организациям - уделяют весьма значительное внимание, так что Министерству Иностранных Дел нужно будет провести соответствующую разъяснительную работу, что позволит получить ГРАНТЫ (безвозвратные кредиты!) под становление таких общественных структур!)

Наконец, ТОЛЬКО ТАКИМ способом и можно провести РЕФОРМУ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ оптимальным образом. Оптимальным как в смысле эффективности, так и смысле временных и финансовых затрат.

4. Формирование состава ОБОИХ ПАЛАТ нового Парламента и органов МЕСТНОГО управления.

В конце срока управления Президента Л. Кучмы проводится серия из 2-х Избирательных кампаний:

  1. Принятие НОВОЙ Конституции.
  2. Выборы в НОВЫЙ Парламент.

Обе Избирательные кампании будут проводиться по АКТИВНОЙ методике, опираясь на УЖЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ (сформированные и "настроенные") социальные иерархические системы.

Это позволит а) сформировать НОВУЮ МЕСТНУЮ ВЛАСТЬ, и б) гарантировать требуемое БОЛЬШИНСТВО в ОБОИХ палатах Нового Парламента.

Отметим, что к тому времени выполняемая Программа УЖЕ ДАСТ ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, которые будут заключаться в УЛУЧШЕНИИ РЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ. Поэтому такие Выборы будут высоко прогнозируемыми.

5. Организация перехода Президентской Власти в руки ПРЕЕМНИКА (подготовленного Президентом Л. Кучмой и Аппаратом Президента).

Президентские выборы, происходящие ВСЛЕД ЗА Парламентскими, будут происходить под лозунгом "ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕДАЧИ ВЛАСТИ", что сразу же даст подавляющие премущества "Кандидату от Л. Кучмы".

Отметим, что такого Кандидата нужно готовить загодя, также как и готовить КОМАНДУ - "для него и под него"!

Фактически, на этом этапе произойдет СМЕНА "старой" команды (команды Л. Кучмы), - но произойдет она в условиях подъема экономики, что позволит установить СПЕЦИАЛЬНЫЙ (исключительный, "разового" применения именно к ним!) механизм их ПОЖИЗНЕННОГО финансового и материального обеспечения. (Блок необходимых нормативных актов может принять Новый Парламент.)

В качестве Преемника можно рассмотреть, например, кандидатуру Е. Марчука. (Этот вопрос требует более детального исследования!)

Отметим, что вес