А.А. Шиян

Технологии революций в ХХI веке: Украина, осень 2004

 

Какая грязь, какая власть

И как приятно в эту грязь упасть,

Послать к чертям манеры и контроль,

Сорвать все маски и быть просто собой...

... И не стоять за ценой

Группа «Ария», песня «Грязь»

 

Смысл происшедшего.

1. Молодежь – двигатель революции: система образования готовила более 10 лет людей, приспособленных НЕ К ЭТОЙ жизни! (См. статью о проблеме качества жизни и роли в ее формировании системы образовании [1]).

2. «Бантики» - это униформа. Исторические примеры «для сомневающихся»: санкюлоты (французская революция 1793 – красная полоса на головном уборе), красный бант (Великий Октябрь), коричневые рубашки (Гитлер), «бритоголовые», «байкеры», «фанаты футбола», и т.п. Униформа – это готовность к началу беспорядков.

3. Суть униформы: деление на «свои» и «чужие». Предоставление человеку наличия коллективной компоненты [2]. Внешнее по отношению к нему представление, требующее с его стороны минимальных (кажущихся) усилий «для инициализации» примыкания к группе.

4. Смысл униформизации в Украине: манифестация готовности противодействовать ВЛАСТИ! Психология использования: нужно стимулировать человека преодолеть «маленький барьер», чтобы сдвинулась гора – нужно «запустить психологический процесс», «отпустить социальный и психологический тормоз». «Апельсиновый бантик» в этом плане - это спусковой крючок к готовности сопротивлению власти, готовность к неповиновению.

5. Примыкание к одному из кандидатов – ситуативно: молодежь выражает тем самым свое «мы ждем перемен» (В. Цой).

6. К В. Ющенко примкнуть молодежи легче, ибо она отождествляет его «с Америкой»: а именно американскому способу жизни и учат сегодня во всех вузах (прежде всего – в экономических). В этом смысле разговоры об Америке и поддержка со стороны Америки и Европы для молодежи чрезвычайно важны. (Однако – можно было организовать то же самое и «для В. Януковича»: подсуетиться надо было, - а не догадались!)

7. Молодежь неосознанно рассматривает ситуацию именно в плане духовного вектора [2]: перевода страны в иное измерение, приобщение (на практике) к общемировой культуре. Это – третья компонента мировоззрения, миропонимания и мироощущения индивида, чрезвычайно важная. Она может быть переплавлена во МНОГОЛЕТНЮЮ напряженную работу всего молодого поколения. Работу – по ПЕРЕУСТРОЙСТВУ страны.

8. А может быть – «выпущена во ПШИК», «уйдет в свисток». Скорее всего, именно так и будет: уже идут переговоры между В. Ющенко и В. Януковичем, уже сводится все не к ВОПРОСАМ СТРАТЕГИЧЕСКИМ (например, принятию долгосрочной программы развития и т.п.), а к вопросам сиюминутным (еще раз «второй тур выборов», и т.п.).

9. «Увод пассионарности (термин Гумилева) В СВИСТОК» уже был и не раз:

– 1991 год в Украине: обретение независимости, совершенно неожиданно для «элиты» (ситуативно правящих в стране). Вместо перехода к СОВМЕСТНЫМ (для народа) действиям – был приказ «ждать»: через пару лет все опять раздробились.

– 1991 год в России: ГКЧП. И опять с народом «поиграли» Гайдаровский реформой: сначала нужно подождать (разгосударствление), а уже потом приступим к работе…

– 1993 год в России: народ устал ждать. Расстреляли танками – и опять «попросили подождать».

10. Старшее поколение, которое в 1991 году в Украине «уже проходило» такой «урок пассионарности», полностью растеряло свой адаптационный потенциал, и принимает крайне малочисленное участие в процессах. Это особенно хорошо заметно при сравнении состава людей, выступающих от «апельсиновых» и «голубых» (И кто только такой цвет для В. Януковича придумал?! Крайне двусмысленно на фоне разговорного языка Украины и России!) Если митингуют «за В. Ющенко» преимущественно по личной инициативе (молодежь особенно собирается ближе к вечеру!), то «за В. Януковича» массовые митинги проходят только в рабочее время!

 

Выводы для Украины.

А) Система образования, устроенная «по-европейски» («по-американски») является мощным инструментом для последующей дестабилизации социально-экономического положения в странах, где отсутствуют рыночные преобразования.