Вариант текста опубликован в виде газетной статьи:

Шиян А.А. Как Украине ”прийти в Европу”, или почему развитые страны ”построены по математике” // Газета ”20 минут” (Винница). – 2006. - №259. - 1 ноября.

 

Как Украине "прийти в Европу",

Или почему развитые страны "построены по математике"

 

Анатолий Шиян

 

Первый всплеск политического и общественного интереса к теме "вхождение Украины в Европу" приходится на 1991 год, когда Немецкий банк дал чрезвычайно выгодный прогноз для будущего Украины. Как видим - ошибочный: экономика Украины в условиях независимости упала поболее, чем в результате войны. А нынешней молодежи – дай-то Бог, чтобы годика эдак с 2010-2015 жить так, как нам жилось в 1990…

Так что же произошло? В чем была ошибка специалистов, которые заслужено уважаемы в Европе?

Итак, вопрос, который нуждаются в обсуждении, звучат так: "Что Украине нужно сделать, чтобы войти в Европу полноправным членом?".

 

Как устроена экономика развитых стран?

Ответ: по законам математики.

Это не шутка! На самом деле об этом знают все: Нобелевские премии по экономике даются не "за экономику", а за экономику математическую. Но, по порядку.

Еще Адам Смит положил в основу экономики гипотезу о "рациональном" поведении человека. В смысле: чтобы выбирать те решения, где прибыль побольше.

В середине 20 века математик Дж. Фон Нейман применил к описанию "экономического поведения" человека теорию игр. А математик Дж. Нэш доказал существование "равновесия по Нэшу" для тех игр, которые описывают экономическое поведение людей. Суть: если отдельный человек принимает решения иные, чем того требует теорема Нэша, то он "получает меньше". Выгодно "отклоняться"? Вот то-то же!

С тех пор получено достаточно много результатов – и все они в экономике развитых стран используются.

 

Устройство общества и экономика.

Но возникает вопрос: как сделать так, чтобы "игроки" в экономике выполняли условия теорем Нэша и ей подобных? Кстати, вот они: 1) необходима полная и доступная всем информация о поведении всех "игроков", 2) отсутствие коалиций, 3) игрок осуществляет выбор и несет за него ответственность, 4) доверие к "рациональности" других игроков.

Все это достигается в развитых странах преимущественно благодаря системе образования. Именно она и готовит "рациональных игроков" для "их" экономики. Конечно, СМИ, судебная власть – это все действует также. Но, в основном, они используются для информирования "игроков" об отклонениях от рационального поведения (как в лучшую, так и в худшую сторону).

Итак, вывод: общество развитых стран устроено "по математике", а система образования готовит для экономики именно таких "рациональных игроков", какие и требуются для выполнения условий применимости таких теорем.

Что получается в итоге – мы все видим.

 

Что следует делать Украине.

Теперь становится ясным, почему по всем рейтингам "условий для развития экономики" Украина занимает последние места: мы не готовим "экономических игроков с рациональным поведением".

Рынок Украины не подчиняется условиям теорем, положенных в основу экономики и управления обществом развитых стран. В частности, поскольку игроки "не информированы" обо всем наборе стратегий поведения, то в Украине выгодны индивидуальные отклонения, так как "норма" не обеспечивает ни Парето-оптимум, ни равновесие Нэша. В результате приходим к так называемой "теневой экономике", которая, по оценкам разных экспертов, практически равносильна официальной!

Может ли Европа принять в свой рынок почти 48 млн. "экономических игроков", которые не являются "рациональными" и которые склонны "образовывать коалиции", которые также не являются "рациональными"?

Если они это сделают – мы же взорвем их рынок! Объединение обеих Германий убедительно показало опасность массового присоединения "нерациональных" экономических игроков – а присоединилось менее 20 млн. (да еще и пунктуальных немцев!). Сегодня проблемы имеются практически с каждой из стран бывшего "социалистического лагеря" (последний пример – Венгрия).

 

Система образования как ключевой элемент.

Если Украина действительно хочет "в Европу", то ее первая задача: подготовить "рациональных" экономических игроков.

Курсы экономики – в каждый вуз. Но не такие, как "у нас сейчас", а такие, как "у них". В которых изучаются "теоремы благосостояния" и "теоремы о распределении общественного блага", которые требуют наличия "централизованного управления" – вот так и формируется перечень задач для государства. В них доказано, что выгодно платить налог в 80-90% для "самых богатых" – вспомним Швецию. В них доказано, что для "олигарха" выгодно вкладывать деньги в дороги, коммунальное хозяйство и благотворительность. В них доказано, что для работодателя выгодно поднимать зарплату даже сотрудникам с низкой квалификацией. В них доказано еще многое и многое другое. Все то, что и определяет, собственно, поведение конкретного человека – как работника, так и работодателя – на современном и развитом рынке.

В этом, по сути, заключается ультиматум стран Европы: хочешь "к нам" – готовь людей. Пока что Украина этого даже не поняла: в нас который год говорит о "переизбытке" экономистов…

 

Что же следует сделать Украине для "вхождения в Европу"?

Осталось, еще сделать, пожалуй, самое главное.

В Украине отсутствует рыночная экономика.

Обусловлено это тем, что в оплате труда отсутствует составляющая, учитывающая оплату найма или покупки жилья в данной местности. Тем самым рабочая сила выведена из статуса "рыночного игрока" и переведена в статус в так называемого "общего блага", которое каждый его потребитель – работодатель – может расходовать в любых количествах и "безвозвратно" (в полном соответствии с учебниками по экономике "из развитых стран"!). Что мы и наблюдаем сегодня: по данным Минтруда от сентября 2006 года, 2,8 миллионов работающих украинцев получают зарплату меньше, чем величина прожиточного минимума (который взят из расчета "чтоб только не умер" – о найме квартиры и речи нет). То есть около 14% рынка рабочей силы в Украине расходуется, по сути, безвозвратно: работающие люди не способны восстановить свой рабочий потенциал. (Вообще-то, здесь можно было бы завести речь и о "геноциде", - но это уже не по теме статьи.)

По сути, положение рабочей силы в условиях, когда она выступает как "общее благо", может быть охарактеризовано такими привычными для нас терминами: "рабство" или "крепостничество". С рынком, который требует наличия свободной миграции рабочей силы и ее усилий по постоянному повышению своего качества, экономика Украины не имеет ничего общего. "Рациональный" игрок – это свободный человек, который продуманно и самостоятельно, свободно принимает решения.

На бытовом уровне это понимают все граждане Украины: работать "как раб" в развитой стране есть нашего гражданина - "удача и счастье"...

 

Выводы.

Для того, чтобы Украина смогла быть интегрированной в Европу, необходимо осуществление "всего лишь" двух условий.

Во-первых, завершение построения рыночной экономики путем создания рынка рабочей силы (осталось "всего лишь" ввести в подсчет минимальной заработной платы "наем (покупку) жилья в данной местности").

Во-вторых, необходимо ориентировать систему образования Украины (среднюю и высшую школу) на выпуск "рациональных рыночных игроков".

 

 

 

 

 

 

Реклама: Надежное технологическое оборудование ресторанов
Hosted by uCoz
<