Аналитическая записка от 01.09.2000.

А.А. Шиян

Особенности проведения Избирательной кампании для обеспечения победы НОВЫХ ЛИЦ в регионе

    • Цель записки: описать новые возможности, которые могут быть использованы для обеспечения победы НОВЫХ лиц в Регионе России

Введение

Проблема формирования общественного мнения является весьма важной в ситуациях Избирательных кампаний. Имеющиеся технологии "рекламного" типа (см., например, [1]) опираются на систему опросов, имеющих целью выявить систему предпочтений избирателей с целью корректировки имиджа реального кандидата.

Вместе с тем существует весьма мощный механизм формирования у избирателей представления о том, что можно назвать "идеальный образ политика". Канал этот - художественная литература, и, прежде всего - детективы.

В настоящей статье я проанализирую те основные моменты, которые встречаются практически в каждом детективном романе, и которые в своей массе формируют у читателя "подсознательное" представление о Политике и о Политиках. Можно сказать, в смысле психоаналитического подхода к социальной психологии, что современная детективная литература формирует у избирателя основанную на "общественном мнении (суггестивных нормативах)" систему предпочтений.

В условиях реальной избирательной кампании избиратель "автоматически" производит как-бы "корректировку" навязываемого ему образа политика к тем "устойчивым образам", которые закреплены в его сознании. В том числе - и закреплены благодаря художественной литературе.

В настоящей статье я опишу, как именно такие особенности восприятия кандидата могут быть использованы в избирательной кампании.

"Идеальный Политик" - рефлексия из детективов

Я не буду опираться на какие-либо конкретные романы.

В качестве базы для рассмотрения я возьму серии романов из наиболее раскрученных российских детективщиков.

А. Маринина. Уже - не только книги: имеется и теле-сериал! Ее главная героиня - майор милиции А. Каменская ("третий эшелон" в милицейской иерархии) - на протяжении более чем 20 романов постоянно сталкивается с коррупцией и некомпетентностью высших чиновников. Причем - высших чиновников из "ближнего" к Президенту круга. Поддержку же она получает из "второго-третьего" эшелона власти. О Президенте - сказано намеком, как о марионетке в руках "плохого окружения". Но если вопрос задевает ЕГО власть - спуску не будет.

Ф. Незнамский. Также более десятка романов. Главный герой серии романов - старший следователь Прокуратуры России А. Турецкий - из "второго эшелона" прокурорской власти. Постоянное столкновение с коррупционерами, а то и прямыми предателями. Высшее руководство прокуратурой - Ген. Прокурор - практически всегда оказывается некомпетентным.

Н. Леонов. Главный герой серии романов - полковник милиции Л. Гуров - из "третьего эшелона" милицейской иерархии. Та же картина.

Д. Корецкий. Его герои - из "второго-третьего эшелона" иерархии спецслужб (КГБ, ФСБ, ФСК, ГРУ). Как правило - "узкие специалисты". Коррупция и некомпетентность высших эшелонов власти.

А. Воронин. Герой одной серии - - по кличке "Слепой" - платный агент, работающий на "хороших" представителей из "второго эшелона" иерархии спецслужб. Герой другой серии - отставной комбат. (Персонаж сам по себе уникальный: маргинал, которому "за державу обидно"! Однако очень хорошо срабатывает на электорат коммунистов и Жириновцев.) Герой еще одной серии - "Отаман": бывший бандит, который теперь, разочаровавшись во всем, воюет "сам за себя".

Примеры можно множить и множить.

Однако нужно подчеркнуть еще одно обстоятельство. Это наличие просто огромного книг из серий типа "русские разборки", "черная кошка" и т.п., в которых описывается разгул криминала на "бытовом" уровне. Ну и, естественно, с целой кучей "продажных чиновников", - но уже местного масштаба.

Современный электорат - это преимущественно человек среднего возраста. Те, кому за 30, - те еще воспитаны при Советской власти, когда печатное слово принималось за правду. Поэтому для них "политический мир" - это и есть все то полотно, НА ФОНЕ которого развиваются события в детективах.

Избиратель моложе 30 - в силу практически полного отсутствия информации, он ПЕРЕНОСИТ на высший политический уровень то, с чем сталкивается буквально каждый день. То, что он видит на телеэкране.

То, что он читает в детективах.

Итак, суммируем. Вот как коллективное сознание избирателей России "видит" политическое положение в стране:

  • Президент (Ельцин) отчаянно борется за власть. Он - в принципе-то "хороший царь", но вот "бояре подвели".
  • Высшие круги политической власти в России - министры, депутаты, Аппарат Президента, Прокуратура, и, особенно СИЛОВЫЕ структуры - практически полностью коррумпированы.
  • Среди лиц из ТРЕТЬЕГО круга имеется небольшое количество людей, искренне радеющих "за державу". Работать им не дают, мешают. Но они - пытаются. И ЗНАЮТ как решить самые наболевшие задачи. Они пытаются сформировать некие "братства", помогая друг другу. СИЛЬНЫ они - только если находятся в рамках какой-то СТРУКТУРЫ, то есть - ВМЕСТЕ.
  • ВНИЗУ - продажны практически все.

Как следствие - вырисовывается такой образ ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИКА.

  1. Идеальный политик должен быть из ТРЕТЬЕГО круга эшелонов власти. Следовательно - МАЛОизвестный широким массам. Следовательно - молодой годами (но не менее 35-40). Следовательно - здоровый.
  2. Идеальный политик должен опираться на некую ИНФРАСТРУКТУРУ из людей, которым он ВЕРИТ.
  3. Идеальный политик должен быть из СИЛОВЫХ структур: "только им все известно" и "только они могут справиться с коррупцией".
  4. Первое, чем должен заняться Идеальный политик - это НАВЕДЕНИЕМ ПОРЯДКА.

Ну и, естественно, комплекс качеств "Идеального героя": патриотизм, порядочность (по отношению к людям), професионализм, компетентность, ум, решительность. В [2] как раз и перечислены все эти качества которыми должен, по мнению избирателей, обладать Президент - 2000! И, как видно из проведенного выше анализа, - всеони сформированы под влиянием детективной литературы!

Возможности для использования в региональных (Губернских) выборов

Президентские выборы отошли в прошлое. Выбран В. Путин, - в соответствии с заранее сформированным детективами стереотипом.

Однако наступает череда РЕГИОНАЛЬНЫХ выборов. И, прежде всего, - выборов Губернаторов.

Избирательные штабы тщательно выискивают возможности создания "проходного" имиджа своего Кандидата.

Заказчики же - тщательно взвешивают возможности Кандидатов и отбирают тех, в кого будут вкладывать ресурсы. Также сейчас происходит поиск НОВЫХ лиц, которые должны быть "выдвинуты" в публичную политику.

Я хочу обратить внимание на то, что

  • Вследствие удачно сложившегося общественного мнения, возникают возможности для организации СМЕНЫ ПОКОЛЕНИЙ в Российской РЕГИОНАЛЬНОЙ публичной политике.

"Старые" кадры уже выработали свой ресурс. В том числе - и политический.

Общество ожидает прихода людей с "третьего эшелона", обладающих качествами, описанными выше.

Это позволяет сегодня по-новому проводить избирательную кампанию, выдвигая МАЛО известных населению регионов лиц. Но, тем не менее, - такие лица при правильном ведении кампании имеют весьма высокие шансы на успех.

Обращаю внимание на то, что такие выборы дают возможность "засветиться" НОВЫМ лицам уже Российского политического уровня, - тем, кто станет "ПРОХОДНЫМ" в следующих выборах в обе палаты Госдумы.

Сегодня возникает возможность создавать новое поколение ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПОЛИТИКОВ из управленцев "третьего эшелона".

Выделю некоторые особенности проведения Избирательной кампании, использующей описанную в статье специфику общественного мнения:

  • Необходимо подчеркивать то, что Кандидат "больше не может терпеть": его мучают проблемы Региона.
  • Необходимо подчеркивать, что Кандидат сплотил вокруг себя группу единомышленников из разных структур власти и коммерческих кругов. Причем все единомышленники - из "среднего звена".
  • Очень желательно упоминание силовых структур в плане ОСВЕДОМЛЕННОСТИ Кандидата о "реальном положении дел".
  • Подчеркивать наличие "плана действий". Но сам план - можно не афишировать. Мотивировать - тем, что "он затрагивает интересы многих коррумпированных лиц и преступного бизнеса".
  • При таком проведении Избирательной кампании могут быть использованы все наработки по "критике" как положения в регионе, так и конкурентов, которые имеются в среде специалистов по public relations. О частностях здесь я говорить не хочу.

Безусловно, все это, и еще многое другое, должно быть преломлено через конкретную личность Кандидата и конкретные особенности Региона, где он избирается. Именно по этой причине я не описываю подробно другие детали проведения Избирательной кампании.

Выводы

Сегодня имеется возможность для того, чтобы лица "второго-третьего" эшелона власти могли перейти в публичную политику. Однако это требует весьма квалифицированной работы команды, реализующей Избирательную кампанию.

В заключение хочу подчеркнуть, что проблема формирования у населения страны НУЖНЫХ социальных нормативов может быть прогнозируемо решена с привлечением государственного ресурса и современных технологий. Особенно в условиях практически полного государственного контроля над средствами массовой информации. Это было сделано в условия Советского Союза. Сейчас эту схему пытаются возродить в России. Однако эта схема уже дискредитирована, и вызывает стойкое неприятие у людей "среднего возраста" - наиболее активных в экономической жизни. Имеются, однако, и другие методы и способы, которыми можно добиться той же цели. И один из таких каналов - литература. Точнее - набор сюжетов и сюжетных ходов, которые "ненавязчиво" (по суггестивному каналу) будут формировать общественное мнение. Однако применение таких методов требует высокой компетенции.

Литература и комментарии

  1. Шиян А.А. Формирование иерархических социальных структур как способ проведения избирательных кампаний. Теория и результаты апробации. Анализ одной избирательной кампании по одномандатному избирательному округу на выборах в государственную Думу России в 1999 году // Политический маркетинг (Москва, Россия). - 2000. - №3. - с.9-42.
  2. Башкирова Е. Имидж идеального Президента (по результатам групповых дискуссий) // Политический маркетинг. - 2000. - №3. - С. 5-8.
Реклама: интернет трейдинг брокеры | В нашем салоне мебель эконом класса для жилья | стайлер купить
Hosted by uCoz