А.А. Шиян


Рациональное поведение человека, теория игр, управление экономикой и человеческими сообществами

Скачать книгу

 

Шиян А.А.

Монография посвящена развитию подхода к описанию рациональной деятельности человека. Полученные результаты позволяют дополнить современную теорию игр - как математическую, так и прикладную - перспективными направлениями развития. В частности, излагаемые результаты могут служить мощным методом для построения эффективных технологий для управления как индивидом и совокупностями индивидов, так и организованными человеческими сообществами. Описаны как применение развитого теоретического и математического аппарата, так и результаты его апробации в реальной практической деятельности.

Книга является уникальным в мировой литературе изданием, где впервые изложены с единой точки зрения технологии для управления Человеком на все иерархической оси: от индивида и до Человечества в целом.

 

 

Содержание.

 

Введение и постановка задачи.

Глава 1. Рациональное поведение человека в экономике и обществе как основа самоорганизации современного общества.

1.1. Историческое введение.

1.2. Как Украине <прийти в Европу>, или почему развитые страны <построены по математике>

1.3. Программа представления материала в книге

 

 

Часть 1. Математический аппарат для описания рационального поведения человека.

Глава 2. Деятельность человека: построение информационного пространства и базиса в нем.

2.1. Постановка задачи: что такое деятельность человека?

2.2. Методологический подход к определению термина <деятельность>

2.3. Управленческая деятельность человека

2.4. Математическая постановка задачи

2.5. Классификация данных/информации об объекте и субъекте при моделировании деятельности АЭ (человека и/или социальной группы)

2.6. Построение информационного пространства как способа описания строения и функционирования иерархических систем, - или как индивидом осуществляется управление

2.7. Построение информационного пространства для класса описания систем

2.8. Пример применения информационного пространства к описанию управленческой деятельности человека

 

Глава 3. Классификация стратегий деятельности при рациональном поведении человека.

3.1. Использование концепции информационного пространства для моделирования управленческой деятельности человека

3.2. Абстрактный информационный автомат (АИА) как оператор в информационном пространстве

3.3. Пример для деятельности в рамках АИА: описание работы аналитика

3.4. Тестирование полученных результатов: объем информации, которая запоминается человеком

 

Глава 4. Построение методик для определения принадлежности конкретного человека к определенному "типу рациональной деятельности" (типу 2АИА).

4.1. Структурное строение методики

4.2. Логические уровни: опускаемся по лесенке сверху вниз. Определения терминов

4.3. Вопросы исследовательские и вопросы анкетные

4.4. Способ формирования исследовательских вопросов

4.5. Примеры исследовательских вопросов

4.6. Построение интервью с клиентом с целью определения его типа 2АИА

4.7. О проверке (верификации) типа 2АИА для клиента

4.8. Описание опыта работы автора книги по проверке типологии 2АИА

 

Глава 5. Описание механизмов для самоорганизации людей.

5.1. Самоорганизация людей для выработки новых режимов управления  (отношения между типами агентами).

5.2. Механизм самоорганизации типов 2АИА

5.3. Самоорганизация типов 2АИА для осуществления оптимального управления в составе структурированной группы

5.4. Алгебраическое описание отношений между типами 2АИА

5.5. <Слова> из {ei} как цепочки выработки решений (цепочки распространения информации)

5.6. Несколько вспомогательных конструкций

5.7. Сети из {ei}

5.8. Приложения развитого математического формализма

 

Глава 6. Иерархические системы управления и их описание.

6.1. Механизм формирования иерархических структур для управления (пирамид управления)

6.2. Некоторые количественные закономерности

6.3. Иерархические системы управления с экспоненциальным сжатием информации

 

Глава 7. Технологии для распознавания координаторов.

7.1. Координаторы и тиражировщики, или что такое Элита

7.2. Мышление и инновационная деятельность человека

7.3. Социальные, экономические и правовые условия для оптимального функционирования социальных иерархических систем управления

 

Часть 2. Прикладная теория игр для управления экономикой и обществом.

Глава 8. Перспективные направления развития теории игр.

8.1. Некооперативные игры

8.2. Кооперативные игры

8.3. Новый тип иерархических игр: вертикально-смысловые игры (игры управления обществом, или <игры координаторов>)

8.4. Рефлексивные игры

8.5. Новые постановки прикладных игр

 

Глава 9. Прикладная теория игр в управлении экономикой и обществом.

9.1. Влияние математических моделей на социально-экономическое состояние общества.

9.2. Координаторы как условие для социально-экономического развития общества.

9.3. Модификация понятия <равновесия> и <решения> для социально-экономических игр.

9.4. Теория фирмы и прикладные игры в условиях рынка.

 

 

Глава 10. Модель для функции предпочтения при коммуникации игроков в условиях симметричной информации (для нормативного рационального поведения в коалициях).

10.1. Построение модели.

10.2. Общая постановка задачи.

10.3. Апробация: таблица комфортности интертипных отношений при нормативной коммуникации.

10.4. Апробация: количественная модель для восприятия игроком общества.

10.5. Апробация: количественная модель для восприятия обществом игрока.

10.6. Взаимоотношения между типами 2АИА в коалициях.

 

Часть 3. Апробация и приложения развитого аппарата.

Глава 11. Информационная классификация человеческих сообществ.

11.1. Постановка задачи. Что такое информация и знания с точки зрения общества. Определение терминов и их описание.

11.2. Описание информационных процессов в обществе. Определение термина <социокод>.

11.3. <До-европейские> социокоды: лично-именной и профессионально-именной.

11.4. Формирование универсально-понятийного (европейского) социокода.

11.5. Наука как специфическая отличительная черта европейского социокода. Путь к науке.

11.6. Научная методология и технологии.

11.7. Человек как <технологический> объект. Социальные Технологии

11.8. Перспективы развития Цивилизации.

11.9. Практическое применение классификации социокодов.

11.10. Три компоненты в развитии Человечества: <наполненность> социокода.

11.11. Математические теоремы для информационной классификации Человеческих сообществ.

11.12. Пример. Аналитическая записка: <Системный кризис в системе образования как угроза Национальной безопасности Украины>

 

Глава 12. Математическое моделирование современного терроризма.

12.1. Рецензия на результаты апробации технологий, основанных на математическом моделировании современного терроризма.

12.2. Математическое описание современного терроризма.

12.3. Пример технологии, основанной на математическом описании современного терроризма: разрушение пирамиды управления государством в развитой стране.

12.4. Пример технологии, основанной на математическом описании современного терроризма: защита развитой страны от атаки на пирамиду управления государством.

12.5. Пример технологии, основанной на математическом описании современного терроризма: разрушение пирамиды управления в неразвитом государстве. Альтернатива: территориальный распад или гражданская война.

12.6. Пример технологии, основанной на математическом описании современного терроризма. Анализ террористического акта 11.09.2001: Террористический Акт как PR-акция: новое поколение технологий террора.

12.7.  Пример технологии, основанной на математическом описании современного терроризма. Терроризм в России как фактор влияния на избирательную кампанию.

 

Глава 13. Оптимальный сценарий для перехода произвольной страны к развитому состоянию.

13.1. Условия, необходимые для построения развитого рынка.

13.2. Программа для перевода произвольного государства в состояние с развитой экономикой

13.3. Содержание этапов перевода неразвитой страны в состояние с развитой экономикой (на примере Украины)

13.4. Теоретико-игровые модели.

 

Глава 14. Будущее развитие Человечества.

14.1. Технология для установления единой власти над всей планетой. (Методология, организация и технологии для осуществления Апокалипсиса)

14.2. Фрактальные базы данных/знаний как фрагмент распределенной программы для управления

14.3. Терроризм в ХХ1 веке: смена парадигмы

14.4. Тексты СМИ как инструмент программирования поведения потребителя сообщений

14.5. Литература как элемент технологии изменения общества

14.6 Управление системой обучения как ключевой фактор для обеспечения качества жизни

14.7. Тезисы о воспитании

14.8. Использование сформированного художественной литературой образа <идеального политика> в избирательных кампаниях

14.9. Сформированные литературой ожидания электората в ходе президентских выборов на Украине в 2004 году

14.10. Теоретико-игровая модель для управления эффективностью взаимодействия <преподаватель - вуз>

14.11. Репутации и этогенез: ретроспектива и перспектива (текст С.Г. Коковина)

 

 

 


Посвящаю эту книгу моему сыну Максиму с надеждой на лучшее будущее.

 

Предисловие

В настоящей книге получен целый ряд новых и иногда неожиданных результатов.

Мы понимаем, что у читателя может возникнуть вопрос: <А почему принято именно это а не какое-то другое допущение?>. Ответом на этот вопрос является следующее соображение. Мы можем вводить любые, ничем, кроме нашего воображения, не ограниченные объекты. Однако всегда остается самый главный вопрос: а как все то, что мы <понапридумывали>, соотносится с Реальностью?

В частности: а можно ли, используя введенные нами абстракции, описать какое-то реальное событие? А можно ли - и это будет даже гораздо более интересно, чем предыдущее - а можно ли осуществить предсказание какого-либо события? Наконец, а можно ли вообще предложить хоть какую-то схему для того, чтобы проверить экспериментально как наличие <в Природе> соответствия между введенными нами абстракциями, так и наши предсказания?

На все эти и подобные вопросы в настоящей книге дан ответ.

Говоря другими словами, изложение в нашей книге, как правило, осуществляется по следующей схеме. Вначале мы даем краткую мотивацию для необходимости введения неких новых абстрактных понятий. Как правило, для этого производится рассмотрение какого-то класса достаточно важных для деятельности человека задач. Далее мы вводим систему абстрактных понятий, которые, как мы полагаем, должны помочь нам в решении этих задач. Затем, используя введенные нами абстракции, мы находим решение задачи, которая сформулирована нами уже на языке абстракций. Наконец, мы описываем способ проверки (апробации, верификации) полученных нами <абстрактных ответов>.

Мы опираемся на результаты, полученные большим количеством ученых на протяжении всего ХХ века. По этой причине ссылки на литературные источники отражают, конечно, не более чем личное пристрастие автора, а также достаточно случайный вектор его личной траектории научной деятельности, вследствие которого литература, попавшая в его поле зрения, оказывается, в определенной степени, обусловленной также и случайными причинами. Осуществлять чрезвычайно тщательный подбор литературы мы не полагаем возможным в силу целого ряда причин, главной из которых является та, что сеть цитирования в научном мире постоянно изменяется, устаревая уже на этапе ее составления. Кроме того, она представляет интерес скорее для историков науки, нежели для тех, кто ее надстраивает, - то есть занимается добавлением новых ее фрагментов.

К тому же, <подробный> список литературы на тему поднятых в монографии вопросов составил бы, вероятно, несколько сотен названий только ссылок книжного формата.

Автор благодарит большое количество людей, которые поддерживали его на протяжении многих лет работы. Особая благодарность тем, общение с которыми способствовало уяснению автором того, что же он, на самом деле, предлагает. Благодарю также целый ряд неизвестных мне людей, деятельность которых привела к тому, что ряд описанных мной сценариев получил свое подтверждение на практике (хотя меня и чрезвычайно огорчает, что осуществляются пока, как правило, только разрушительные сценарии).

***

Скажу также несколько слов относительно соотнесения <теоретического> и <математического> в этой книге.

Я не стремился к <наведению математического лоска> на полученные мной результаты. Перед читателем скорее изложение, проведенное на <теоретическом> уровне строгости, когда описываются основные элементы теории, связи между ними, отграничивающие положения, описывается переход <от теории к практике> и обратно.

По сути, у меня получилась книга, смысл которой состоит в следующем:

·        Описание технологий для осуществления построения теоретических и математических моделей для управления людьми и экономикой, а также для перехода от математических моделей к описанию реальных ситуаций в означенных областях и разработке технологических схем для управления ими.

Это резко выделяет книгу из всего массива литературы, которая посвящена, как правило, либо описанию только абстрактных схем математического характера, либо описанию <жизненных ситуаций> в литературном виде.

Необходимость в такой книге уже давно назрела, - но, похоже, ее удалось осуществить только сейчас.

Она иногда требует для своего понимания достаточно серьезного математического аппарата, - однако этот математический аппарат сегодня должен являться стандартным арсеналом любого аналитика. В частности, <математикой> для понимания Частей 2 или 3 настоящей книги сегодня в совершенстве владеют студенты 1-го года магистратуры практически в любом университете развитой страны (прежде всего - специализирующиеся в области экономики). Так что, мне кажется, освоить необходимые математические детали - тем более, что я достаточно много ссылаюсь на <нужные> книги> - для любого читателя не составит затруднений.

***

<Математики> - экономисты, социологи, психологи и политологи, занимающиеся решением математических моделей, - они смогут найти в этой книге большое количество постановок весьма важных для управления будущим задач.

Я надеюсь, что эта книга стимулирует их деятельность, и вскоре у нас появятся великолепные книги с изложением целого блока результатов именно математического характера. Также и <чистые математики> найдут для себя достаточно много интересных в математическом отношении конструкций, исследование которых приведет их к новым математическим идеям.

Дело в том, что всегда математическая модель в науке используется исключительно только для того, чтобы передать другим те интуитивные представления о мире, которые имеются в автора. И всегда наличие <практической ценности> оказывалось для математика, как и для каждого из людей, чрезвычайно мощным стимулом для осуществления его исследований. А что может быть более стимулирующим, нежели возможность управления людьми?!

***

<Практики - прикладники> - экономисты, социологи, политологи, психологи, специалисты еще во многих не названных мной областях, - все они найдут в настоящей книге материал, который поможет им разобраться как в постановке теоретических и математических задач, так и пределах применимости конкретных математических результатов.

По сути, эта книга являет собой весьма мощный <язык> для того, чтобы при общении <практики> и <математики> смогли понять друг друга. Это позволит существенно облегчить как постановку, так и решение ряды весьма важных для управления развитием Цивилизации задач. Собственно, только при наличии такого языка и вообще можно (!) поставить эти задачи.

***

Наконец, еще одно важное обстоятельство, побудившее меня представить читателю книгу именно в таком виде.

Я просто не знаю, будет ли у меня в будущем возможность продолжить мои исследования и их описание.

Жизненные условия в Украине, где я живу, с каждым днем оставляют мне все меньше времени на то, чтобы заниматься <глобальными делами>:

Простые <житейские дела> - работа <за гроши>, только чтобы на пропитание хватило, поиски жилья - все это поглощает мое время без остатка.

И очень не хочется, чтобы результаты, которые могут оказать (и уже оказывают - смотри ниже) влияние на всю планету, - чтобы эти результаты оказались утерянными.

Вполне может оказаться, что они - единственный шанс для того, чтобы Человечество не исчезло с лица нашей планеты.

***

Изложенные в книге результаты уже много лет успешно <работают> в мире. Более того: современное развитие Цивилизации осуществляет как раз <при использовании> описанных в книге технологий.

В Главе 12 приведен текст, который, по сути, есть <Актом о внедрении> разработанных мной технологий. Этот текст написан аналитиками ФСБ и армии России, и рекомендован к изучению заместителем Директора ФСБ России генерал-полковником В.И. Комогоровым.

***

Я благодарю многих людей, которые помогали мне на протяжении многих лет работы в этой области, многих, общение с которыми помогло формированию моего понимания.

Благодарю многочисленных людей, которые поддерживали меня все это время.

Особые слова благодарности - моей жене и детям. Для меня всегда была чрезвычайно важна их поддержка, - даже когда я этого и не показывал. Я понимаю, как им было тяжело ощущать недостаток моего внимания, - мне самому было временами бывало не лучше. Однако я должен был окончить эту работу.

И вот она - перед читателем.

 

Винница, 2006-2007

 

 

 

 

 

 

 





Реклама: Магазин медтехники на Клименко 39/8
Hosted by uCoz