<< >> C
Глава 10. Применение Социальных Технологий в менеджменте

Глава посвящена рассмотрению целого ряда примеров по применению полученных в предыдущих главах результатов к решению конкретных проблем, возникающих перед менеджером, а также кратко суммированы советы для практического использования. Все примеры взяты из личной практики автора по применению Социальных Технологий для решения конкретных задач клиентов. Представлен также пример отчета о проведенной консалтинговой деятельности, основанной на результатах настоящей книги. Описан пример использования полученных в книге результатов для организации нового перспективного направления развития бизнеса в области компьютерного программирования.

***

Сегодня в области приложений теории 2АИА и Социальных Технологий накоплен достаточно большой опыт практической деятельности по консультированию в управлении и менеджменте, консалтинговой деятельности, деятельности по оптимизации управления фирмой, преподавательской деятельности, а также по оптимизации  интертипных отношений между людьми.

Наличие такого опыта выделить наиболее существенные и типично повторяющиеся черты, и описать их в качестве примеров.

Материалы, изложенные в настоящей главе, необходимо рассматривать именно как примеры, - конкретные примеры, по аналогии с которыми и опираясь на которые читатель может решать уже свои собственные задачи. Фактически, наши примеры представляю собой материал методического характера, опираясь на которые читатель может самостоятельно освоить основные способы и методы рассмотрения конкретных ситуаций.

10.1.  Примеры

Переходим к рассмотрению конкретных примеров.

Пример 1. Определение профессиональной пригодности конкретного человека к выполнению заданных функциональных обязанностей: выявление типов, являющиеся оптимальными для профессиональной деятельности водителя. 

Итак, какие же типы личности оптимальны для профессиональной деятельности водителя (пилота самолета, космического летательного аппарата - КЛА, и т.п.)? Прежде всего: что мы требуем от него? Во-первых, пилот должен реагировать на состояние окружающей среды - то есть программная функция его должна описывать состояние (иными словами - он должен быть экстравертом). Причем желательно, чтобы эта компонента информации описывала либо состояния конкретного объекта (автомобиля, самолета, КЛА), - то есть была логикой, либо состояния границы всего рассматриваемого иерархического уровня как целого, - то есть была сенсорикой (ибо события на границе уровня предшествуют появлению топологических, структурных событий). Итак, сразу выделяются как подходящие для управления автомобилем (самолетом) типы личности <С-КС |П-Топ> и <С-КС |П-Мемб>, то есть ЛСЭ и ЛИЭ. Причем у ЛСЭ должны быть преимущества перед ЛИЭ, так как панель управления самолетом расположена на поверхности (границе), что как раз и подходит для творческой функции ЛСЭ (но не подходит для творческой функции ЛИЭ).

Во-вторых: пилот должен в ответ на внешние события манипулировать конкретным объектом (автомобилем, самолетом, КЛА), но совсем не отношениями между объектами, то есть творческая функция его должна быть П-КС. Тогда из возможного выбора творческих компонент информации для программной функции С-Мемб получаем < С-Мемб | П-КС >, то есть - СЛЭ. При этом именно СЛЭ в нестандартных ситуациях должен проявлять оптимальное и адекватное понимание, реагирование, описание событий и коммуникацию, так как его творческая функция управляет динамикой конкретного объекта (отсюда и его адекватные ситуации и комментарии, и действия), тогда как и у ЛСЭ, и у ЛИЭ творческие функции относятся ко всему иерархическому уровню в целом - отсюда и менее конкретная вербализация как ситуации, так и собственных действий (а также и относительная шаблонность действия, вследствие чего более быстрая, чем у СЛЭ, обучаемость). А поскольку программная функция СЛЭ относится ко всему иерархическому уровню как целому, то и ориентироваться в нем он будет лучше, чем рациональные ЛСЭ или ЛИЭ.

Сравнивая между собой водителей типов СЛЭ и ЛСЭ можно сделать вывод, что водитель-СЛЭ склонен к созданию "рискованных" ситуаций, в которых он "чувствует себя как рыба в воде", но которые другим типам личности могут быть "не по силам".

В частности, когда такой водитель был "лидером автоколонны" из автомобилей (несколько легковых автомобилей перегонялись из-за границы в Украину), то следующие за ним водители несколько раз едва не попали в аварию. Вместе с тем для него самого - никаких проблем не возникало: он-то всегда успевал "проскочить". Но для других, которые следуют за ним - времени уже было в обрез!

Водитель же типа ЛСЭ являет собой "образец корректности" в вождении автомобиля! Выдерживаются все требования, при езде - практически всегда "зеленая улица" светофоров (ЛСЭ в таких случаях едет по "желтой волне"). Отсутствие спешки и психического напряжения.

Таким образом, водитель с типом личности ЛСЭ "хорош" в нестандартных ситуациях, которые он с большим блеском преодолевает. Но есть и обратная сторона - когда таких ситуаций нет - он сам их способен создавать! Водитель же с типом ЛСЭ - это аккуратная езда, выдерживание необходимого ритма времени. Он хорош - в стандартных ситуациях.

Кстати: именно по этой причине, с течением времени, каждый из водителей окажется в своем собственном интерьере! СЛЭ, если получится, - это испытания, гонки по пересеченной местности, ралли и т.п. Если он пилот - то истребителя, причем часто проблемы с полетной дисциплиной. Но в бою - кладезе нестандартных ситуаций - он вполне на своем месте. ЛСЭ же - водитель у директора фирмы или автомобиля представительского класса. Может быть - грузовика.

Пример 2. Какой из типов является наилучшим бухгалтером?

Такой вопрос, вероятно, неоднократно задавал себе каждый из управленцев, бизнесменов и менеджеров! Попробуем ответить.

Бухгалтер должен отслеживать все платежные документы, которые "входят" в Вашу фирму, то есть  "пересекают ее границу". Таким образом, в поле его внимания должны находиться процессы на границе, - а значит, программироваться он должен компонентой информации П-Мемб. То есть бухгалтер уже должен быть 1) иррациональным и 2) интровертом.

А творить бухгалтер должен - "логические цепочки" принятия решений в соответствие с законодательством и нормативными документами. Можно также сказать, что бухгалтер должен переводить финансовую документацию в новое состояние в ответ на платежные документы. Таким образом, для творческой функции бухгалтера остается - только С-КС.

Окончательно: <П-Мемб½С-КС>, он же - СЛИ, и является тем самым типом, который наиболее оптимально способен выполнять функциональные обязанности главного (то есть - принимающего решения!) бухгалтера.

Следует отметить, что все вышесказанное относилось именно к главному бухгалтеру: в качестве исполнителей могут быть использованы разные типы (но все же - желательно интроверты, которые поручение - сделают!).

Пример 3. Сети Intranet как способ организации управления.

В качестве примера приведем связь между иерархическими системами управления и широко используемым сегодня построением сети Intranet (компьютерной сетью внутри данного объекта, - например, фирмы, министерства, парламента, кабинета министров[1] и т.п.). Фактически, для "больших" объектов (с числом сотрудников более 256 (=162!) человек) - наличие такой сети означает создание условий для самоорганизации пирамиды управления. Для малых объектов - это средство для самоорганизации типов для решения конкретных задач, то есть - создание условий для самоорганизации отношений между типами, звеньев Ир- и Ра-колец и т.п.

Организационно сеть Intranet разбивается поэтому на два случая:

1.                             большие фирмы = создание собственных Web-страниц, и

2.                             малые объекты = файлы со сведениями о себе + "персональная внутренняя" e-mail.

Можно рекомендовать такой режим использования Intranet: если перед объектом (фирмой, отделом, министерством, партией и т.п.) появляется необходимость в решении какой-либо новой задачи (решение которой "неочевидно" - то есть возникла необходимость в выработке нового режима управления!), то для этого создается собственная Web-страница, в которой высказывается девиз "Заполните ее своими предложениями и своими мыслями". Затем - сотрудники заполняют соответствующие поля этой Web-страницы своими планами. Интересно, что при этом в режиме реального времени высказанные предложения и планы подвергаются критическому анализу других сотрудников, и, в результате, за сравнительно короткое время получается не только решение, оптимальное для рассматриваемой фирмы, но также и такое решение, которое уже все исполнители - изучили и готовы немедленно приступить к его реализации!

Пример 4. Сети Internet как способ организации пирамиды управления (особенно - распознавания и отбора координаторов).

Сегодня уже имеется большой банк данных о потенциальных сотрудниках ИСУ практически любого уровня - это сеть Internet. В ней уже сейчас находится достаточно большое число абонентов, имеющих самые разные цели в жизни.

Но какие же люди являются "наиболее дефицитными" для построения ИСУ? Несомненно, - координаторы! Это как раз те люди, наличие которых является критическим для реализации управления. Собственно, координаторы - это и есть управление, ибо только они могут принести новые идеи.

·         Как же найти и отобрать координаторов с помощью Internet?

Мы здесь укажем только, как использовать некоторые из "маркеров", определяющих координаторов.

Итак, главный из маркеров - это способность координатора либо восстанавливать недостающую часть информации, либо создавать новую, ранее не существовавшую информацию. Отсюда и две стратегии их поиска (или, может быть, точнее сказать - отбора?!). Первая - создавать условия для подготовки претендентами разного рода аналитических обзоров: например, описания текущего состояния (или прогноз его развития) для того или иного направления деятельности государства, направления бизнеса или менеджмента, и т.п. Вторая - искать людей, которые активно и результативно работают в нескольких областях: ибо координатор работает, образно говоря, не "вглубь" проблемы (часто - даже не умея делать больше ничего иного!), а как бы "по горизонтали", рассматривая и решая задачи (задачи одинакового уровня иерархии!) из разных областей человеческой деятельности (то есть - на всем иерархическом уровне как целом, а не на отдельной КС для самого низкого уровня иерархии).

Реализовать оба пути можно, например, создавая специальным образом сформированные Web-страницы и широко используя при этом следующее правило: "взял наш файл (или - информацию вообще) - оставь свой файл (информацию), причем - соответствующего уровня". (Причем "соответствующий уровень" может быть аннотирован просто как "описание объектов, подобных описанным в нашем файле": например, "если мы описали фирму Microsoft, то Вы можете описать Республиканскую Партию.) Для более широкого захвата, можно организовать что-то наподобие оплачиваемых "отборочной комиссией" олимпиад или иного рода соревнований (даже - конференций), - с привлечением известных и уважаемых экспертов - координаторов. Отметим, что при этом достигается также стратегия отбора "подобный выбирает себе подобного" (или - "координатор (уже состоявшийся!) отбирает - потенциальных - координаторов").

С помощью Internet и соответствующих Web-страниц также легко организовать быстрое построение необходимых пирамид управления под решение требуемой задачи: на Web-странице составляются условия задачи, и все желающие размещают там свои собственные планы ее решения (конечно, сообщая при этом свои данные). Спустя некоторое время - на данной Web-странице можно будет весьма четко выделить несколько стратегий решения предложенной задачи, - причем под каждую стратегию соответствующая группа исполнителей будет уже сформирована! Конечно, при этом необходима фиксация некоторых специфических юридических вопросов, - прежде всего из области защиты интеллектуальной собственности и авторских прав (что, однако, уже вполне разрешимо современными техническими методами).

Пример 5. Типность при подаче информации.

Как следует из изложенных в книге результатов, каждый тип личности одну и ту же информацию будет представлять по-разному. Более того: воспринимает одну и ту же информацию каждый из типов по-своему. Из одной и той же информации каждый из типов делает свои собственные выводы и совершает свои собственные действия, которые могут не подойти другому типу.

Поэтому правильный подбор референта - насущная необходимость уже сегодня. Также необходимо учитывать такие особенности при подготовке и докладе собственных отчетов: может быть, имеет смысл поручить сделать доклад о выполненной Вашей фирмой работе - соответствующему типу (например, - тождику Вашего руководителя)?

При ведении переговоров необходимо учитывать соответствие типов - Вашего и партнера: при некоторых соотношениях типов Вы рискуете остаться непонятым (либо - не понять своего партнера по переговорам).

Кроме того, Вы уже знаете, что одни типы лучше воспринимают "уговоры", а другие - "доказательства". Поэтому построение устного доклада (для одного и того же написанного текста!) должно адекватно соответствовать типу лица, принимающего решение.

Наконец, существующее программное обеспечение для компьютеров не является ориентированным на тот или иной тип! Тем самым открывается огромное - пока еще свободное, не занятое другими! - поле для Вашего бизнеса, для Вашей коммерческой деятельности: разрабатывать программное обеспечение, которое позволяет осуществлять настройку на тип конкретного пользователя. Особенно важно это - для операторов, реализующих управление теми или иными процессами. Простейший пример: этик способен одновременно "видеть весь экран монитора", то есть все расположенные на нем "фигуры", тогда как для логика предпочтительнее - чтобы на экране была всего одна такая "фигура"!

 

***

Задание 10.1.1. В каком виде для Вас удобно получать новую информацию? А в каком виде для Вас удобно передавать новую информацию?

(Для этого - воспользуйтесь материалом параграфов 2.3 и 2.4.

После этого обязательно познакомьте своих подчиненных с тем, в каком виде Вы хотели бы узнавать то новое, что они хотят Вам сообщить. Весьма желательно также посмотреть, а смогут ли те или иные Ваши подчиненные представить информацию именно так, как Вы хотите!

Кстати: а что именно является типным для Вашего начальника? Не пора ли объяснить ему, что Вы просто не имеете возможностей, чтобы объяснить ему свою позицию? Что же делать в этом случае? - Нужно действовать "через третьих лиц". В литературной форме об этом описано в уже упомянутом раньше нашем политическом детективе "Выбор".)

 

***

Пример 6. Знаете ли Вы свое "место наименьшего сопротивления"?

Каждый из типов личности имеет так называемое "место наименьшего сопротивления": это та компонента информации, которая ортогональна его творческой функции. Практически любую такую информацию, услышанную от своего коммуниканта, человек автоматически (!) воспринимаете как "необоснованную критику" своей деятельности (и "завуалированную" - ну прямо никак не скажет прямо, а все намеком!). Это раздражает его, он начинаете вести себя агрессивно, агрессия передается его собеседнику, - и начался конфликт.

Помните: для Вашего собеседника Ваше "место наименьшего сопротивления" чаще всего совсем не является также и его "местом наименьшего сопротивления"! Поэтому Ваш собеседник может даже не сообразить, по какой причине Вы на него обиделись.

Наконец, эту, "раздражающую" для данного типа личности  информацию, он может привести просто "для полноты", даже не считая ее важной для темы разговора, - и будет весьма удивлен, что этот его собеседник именно на нее обратили самое большее внимание!

Каждый человек, работающий с людьми, - например, педагог, управленец, менеджер или бизнесмен -  должны знать свое "место наименьшего сопротивления" и контролировать себя во время коммуникации. Например, во время разговора. Вероятно, одним из способов своего рода "защиты" может быть предупреждение своего собеседника о том, что  разговор на эту тему следует прекратить. В ряде случаев это будет удобнее, чем потом подсчитывать убытки от несостоявшегося договора.

 

***

Задание 10.1.2. Знаете ли Вы свое собственное "место наименьшего сопротивления"?

(Охарактеризуйте его с использованием материала параграфов 2.3 и 2.4. Также определите типы личности, а) которые имеют программную функцию и б) творческую функцию, совпадающую с Вашим "местом наименьшего сопротивления". Именно при общении с этими типами личности у Вас, как правило, и могут возникать проблемы.)

***

 

Пример 7. Не пытайтесь что-либо доказать своему передатчику или заказчику.

Информация не передается против ее хода в кольцах самопрограммирования (как индивидуального, так и дуального).

Это обстоятельство следует признать - и смириться с этим. Иначе Вы можете попасть в ситуацию, которая будет вредить Вашему имиджу уверенного в себе и своих делах человека. В частности, в “острой” ситуации (требующей быстрого обмена информацией) у человека, тип которого расположен после типов дуальной пары в кольце самопрограммирования, может блокироваться способность к вербализации (высказыванию) информации в ответ на обращенные к нему со стороны дуальной пары вопросы. В “хронических“ же ситуациях (протяженных во времени) дуальная диада буквально “конвоирует” по коридору возможных действий представителя типа, расположенного после нее в кольце самопрограммирования. А если тип расположен перед дуальной диадой, то он не получает никакой критики своих действий - дуальная диада немедленно находит подтверждения высказанным им идеям и приступает к их немедленному исполнению.

Таким образом, имеется два варианта:

1.       Если тип расположен в кольцах самопрограммирования после дуальной пары, то имеет место ситуация, когда ответ (реакция) типа остается непонятным (!) дуальной парой - особенно, когда работает творческая функция этого типа. Сам же вопрос рассматриваемым типом при этом воспринимается адекватно.

2.       Если рассматриваемый тип расположен в кольцах самопрограммирования перед дуальной парой, то типу непонятен уже сам вопрос (то есть он просто не понимает, “что именно” надо ответить), обращенный к нему со стороны дуальной пары (так как вопрос формируется творческой функцией дуальной пары, а восприниматься он должен программной функцией рассматриваемого типа). Ответ же типа при этом будет воспринят дуальной парой - адекватно (если, конечно, рассматриваемый тип его сможет дать[2]...).

Нетрудно перечислить все возможные "опасные ситуации" - для этого достаточно рассмотреть оба кольца дуального самопрограммирования!).

 

***

Задание 10.1.3. Определите своих передатчиков и заказчиков в Вашей фирме или организации.

(Составьте их Социально-Технологические характеристики, опираясь на маркеры, которые являются специфичными для Вашего бизнеса. Это поможет Вам разработать протокол()регламент) общения с такими людьми.)

***

Пример 8. Учет специфики преобразования информации данным типом при построении структуры управления предприятием.

Специфика реализации режима управления проявляются также и при организации оптимальной структуры управления фирмой данным типом личности.

В качестве примера рассмотрим некоторые из различий в организации оптимальной системы управления фирмой для СЭЭ и ЛСЭ (эта задача возникает, например, при консалтинге предприятий, - см. параграф 10.3).

СЭЭ - этик, поэтому всю совокупность менеджеров более низкого уровня он вполне способен "замыкать на себя". Например, собирать небольшие "рабочие" заседания ("летучки", "пятиминутки"), на которых менеджеры, реализующие управление по отдельным направлениям, сообщают ему необходимую информацию. СЭЭ в состоянии самостоятельно свести все воедино и принять решение (этик же! - см. параграф 2.4). Он также способен самостоятельно дать оценку общего состояния своего предприятия даже тогда, когда "менеджеры отдельных направлений" сообщают ему информацию о конкретных вопросах и проблемах (иррациональный тип). Таким образом, оптимальная структура управления для СЭЭ выглядит так: он - руководитель, и имеет несколько заместителей по отдельным конкретным направлениям деятельности предприятия, - а решения принимает самостоятельно в результате собеседования с заместителями.

Для ЛСЭ - ситуация обратная: поскольку он логик, - да еще и рациональный, то ему нужен "Первый Заместитель", который сводит воедино всю информацию от "заместителей по отдельным направлениям" и готовит для него "проект решения". А на заседаниях - этот подготовленный "проект" уже будет рассматриваться и "защищаться".

Иными словами, СЭЭ "совмещает" в себе должности и "командира", и "начальника штаба" - если пользоваться армейской терминологией. А вот ЛСЭ - может быть только "командиром", - и ему нужен "начальник штаба"...

Остановимся на этом, - мы не ставим себе целью в этом параграфе представить подробное описание оптимальных для всех типов структур управления (см. главу 7 этой книги, где такая информация приведена).

 

***

Задание 10.1.4. Постройте оптимальную для себя инфраструктуру для управления Вашим бизнесом.

(Попытайтесь сделать это сами. А лишь потом - посмотрите в соответствующий пример главы 7. Сравните! И не забывайте, что в главе 13 - дан общий алгоритм построения такой инфраструктуры - а Вы должны создать свою собственную инфраструктуру, пригодную не только лично для  вас, но и отражающую специфический для Вас интерьер - то есть специфику управления в области вашего бизнеса.)

***

Пример 9. Какие из типов личности легко разрывают отношения?

Разорвать отношения - это изменить состояние либо отношений между конкретными объектами, либо в самих конкретных объектах. Другими словами, осуществляют "окончательный разрыв" при коммуникации как раз те типы личности, в типе которых имеет состояние по рациональным компонентам информации, - безразлично, на программной или на творческой функции.

Конечно, крайне хорошо, когда в типе человека состояние по рациональной функции сочетается с компонентой информации, описывающей мембрану (то есть - для сенсорных типов): тогда у человека не возникает ни малейших колебаний при анализе вопроса о разрыве отношений с конкретным человеком.

Если же состояние по рациональной компоненте информации сочетается с компонентой информации, описывающей строение иерархического уровня (то есть - для интуитивных типов), то человек разрывает отношения, - но после длительных раздумий и колебаний: ему очень трудно самому произвести деление на "своих" и "чужих".

 

***

Задание 10.1.5. Определите, легко ли Вы сами разрываете отношения.

(Конечно, Вы уже успели выстроить себе целую "философию" по этому вопросу! А все очень просто - для Вас - комфортно поступать типно! Кстати, теперь Вы знаете, что другие люди убеждены совершенно искренне, что поступать нужно - совсем не так!)

***

Пример 10. Роль коммуникантов при психологическом стрессе: самоубийство Пауля Эренфеста[3].

В настоящем примере мы опишем  способ применения полученных вше результатов разработанных методик при проведении психологических консультаций и устранении психологического стрессирования личности. В качестве методического примера подробно разберем ситуацию с Паулем Эренфестом - известным физиком, самоубийство которого потрясло в 1930-е годы весь научный мир. Типы личности всех физиков определены по их многочисленным биографиям.

Объективные данные. Пауль Эренфест, широко известный физик 30-х годов ХХ столетия. Близкая дружба с крупнейшими физиками ХХ века - Альбертом Эйнштейном и Нильсом Бором. Хорошие связи с русскими физиками - жена русская по происхождению. Самоубийство в 1933 году. Известно, что ему предшествовала длительная депрессия, связанная прежде всего с тем, что П. Эренфест полагал, что он уже не в состоянии выдавать "на гора" научные результаты в области теоретической физики.

Рассмотрим ситуацию с точки зрения развитого формализма.

Тип П. Эренфеста определен по нескольким его биографиям как ЭИЭ. Для этого типа личности характерно стремление как можно выше подняться по иерархической лестнице. Вместе с тем, этому типу личности крайне трудно самостоятельно вырабатывать логические цепочки, - в этом он всегда либо опирается на "общепризнанные авторитеты", либо на ранее выученные им материалы. Кроме того, это - рациональный  личности, который стремится первым делом опереться "на старое" и который не способен видеть "всю мозаику" - жизни, физики - сразу (он оперирует лишь только фрагментами, "камешками" этой мозаики).

Как видно, такому типу личности предпочтительно работать "в неизменных условиях", но отнюдь не тогда, когда физика находится в состоянии "взрыва" (период становления квантовой механики!), причем этот "взрыв" сопровождается необходимостью изучения массы нового математического формализма! К тому же, ЭИЭ как тип личности очень долго привыкает к "новым правилам игры" - в данном случае к новой физической идеологии.

Налицо - явно высокое стрессовое состояние для П. Эренфеста.

А теперь - посмотрим на его ближайших друзей - А. Эйнштейна и Н. Бора. То есть на тех двух людей, к которым он только и мог обратиться за помощью и разъяснением!

Оба они - это легко определяется по их опубликованным биографиям - имеют тип личности ИЛИ. Нетрудно видеть, что информация в паре ЭИЭ - ИЛИ может распространяться только в одну сторону: а именно от П. Эренфеста к А. Эйнштейну и Н. Бору! Обратное распространение информации - он них к П. Эренфесту, что имеет место при объяснении! - блокировано. Объяснение нового материала этими двумя физиками П. Эренфест воспринимает как прямую критику его результатов! Действительно, объяснение мира эти физики производят по своей программной функции - в терминах компоненты информации, которая соответствует программной функции. Но для П. Эренфеста эта компонента информации как раз является творческой, то есть как раз такой, в терминах которой он выражает результаты своей деятельности!

Поэтому общение в области физики - новой физики! - с А. Эйнштейном и Н. Бором сам П. Эренфест воспринимает как "явную" критику всего сделанного им! А поскольку П. Эренфест для А. Эйнштейна и Н. Бора является передатчиком информации, то сами они воспринимают его как очень "важного", умного физика, идеи которого им весьма важны. Поэтому - с их стороны имеет место такое подчеркнуто благожелательное и дружеское отношение к П. Эренфесту (еще бы! - ведь он так щедро делится с ними новыми (для них!) физическими идеями).

Но сам П. Эренфест воспринимает такое "вежливое" отношение к себе не более чем как "дань приличию", - и практически полностью прекращает общение с этими своими друзьями на физические темы. Те - этого не замечают, и, постоянно приезжая к нему, все время говорят о своих новых научных результатах - видя в П. Эренфесте выдающийся и глубокий ум!

Пауль Эренфест, не видя причины такому поведению своих друзей, интерпретирует это как выражение жалости к себе, как некий "аванс" на будущие его работы! К тому же, его поражает, насколько быстро эти ученые осваивают то новое, которое он вынашивал многими месяцами, и насколько быстро они "схватывают" то, в чем он колебался (например, Н. Бор практически мгновенно понял природу спина). Это и неудивительно - ведь П. Эренфест "выдает" информацию как раз в виде, наиболее удобном для А. Эйнштейна и Н. Бора!

В полном расстройстве чувств, чувствуя себя "физическим хламом", П. Эренфест решает покинуть Голландию и уехать в Россию, где намерен обучать русских физиков. И надо же было такому случиться, чтобы П. Эренфест что называется "нарвался" на Льва Ландау! Тип Л. Ландау - ИЭЭ, то есть отличается от типа П. Эренфеста лишь рациональностью. Но это - самые разрушительные отношения из всех, которые возможны между двумя типами личности! Образно говоря, там, где одному типу "хочется стоять", другой уверен, что там можно "только бежать"! И - наоборот! Это - симметричные отношения, когда оба типа стрессируются в равной мере.

И еще одно важное обстоятельство: и П. Эренфест, и Л. Ландау - этики, то есть сами не способны разрабатывать новые логические цепочки. Поэтому попытки П. Эренфеста вызвать Л. Ландау на объяснения наталкиваются на чрезвычайно выраженное сопротивление. К тому же этики, когда у них пытаются получить логическое обоснование, всегда переводят общение "на личности", то есть в сферу склоки (широко известны слова Н. Бора: "Ландау" Не ругаться, а критиковать!").

Итак, и здесь П. Эренфеста постигла неудача... А ведь для этого типа личности весьма важным является наличие возможности "служить людям", быть причастным к какому-то великому движению... Эти типы личности отождествляют себя с данным обществом или его частью - в случае с П. Эренфестом это было социальная группа физиков. Но близкое общение с А. Эйнштейном, Н. Бором и, в самое последнее время, с Л. Ландау, привело к тому, что П. Эренфест почувствовал, что это физическое общество его отторгает, - а этого он перенести не может...

В результате - самоубийство...

Итак, здесь мы видим пример того, как общение "не с теми" коммуникантами образует положительное кольцо обратной связи, производя "раскачку" стресса и приведя к фатальному исходу.

А ведь "решить" эту ситуацию с помощью разработанной методики можно было довольно просто! Для этого нужно было окружить П. Эренфеста коммуникантами с "подходящими" для этого типами личности...

Пример 11. Описание отношений "передатчик-приемник" на примере украинских политиков - Л. Кучма, Д. Табачник и В. Горбулин (и не только)[4].

Специфические отношения между личностями проявляется всюду. Мы опишем его проявления на уровне высших политических деятелей Украины.

В 1993-97 годах в Украинской политике имел место странный, необъяснимый ранее феномен, - феномен Дмитрия Табачника, который был это время руководителем Аппарата Президента Украины. Специалисты-политологи, депутаты Верховного Совета неоднократно публично подчеркивали, что Д. Табачник имел недопустимо сильное влияние на Президента Украины Л. Кучму. Влияние это было столь сильным, что в недрах Парламента Украины родился даже новый термин - "Димократия".

А на самом деле такое положение легко объясняется тем обстоятельством, что Д. Табачник является передатчиком для Л. Кучмы (ИЭЭ ® ЭСИ): именно поэтому Л. Кучма так внимательно прислушивался к советам последнего. К тому же Л. Кучма - рациональный тип личности, и ему комфортно, когда новая информация встречается ему уже вместе с подготовленным к подписи Проектом его реакции на нее. Для типа личности Л. Кучмы также характерно, что "своих" он защищает "до последнего", - конечно, пока они считаются еще "своими"... Поэтому даже после того, как благодаря интригам некоторых "придворных" групп Д. Табачник был уволен со своего поста, он тем не менее остался на посту советника Президента по связям со средствами массовой информации.

Точно такие отношения - передатчика и приемника - имели место между Д. Табачником и другим высокопоставленным Украинским чиновником - Секретарем Совета Национальной безопасности и обороны Украины Владимиром Горбулиным, имеющим тип ЛИИ. Интересно, что Д. Табачник ОСОЗНАЕТ свою "зависимость" от своего передатчика В. Горбулина - и поэтому стремится контролировать свое восприятие любой идущей от последнего информации: в частности, Д. Табачник стремится свести к минимуму свои контакты с В. Горбулиным. "Владимир Горбулин - человек интересный, который имеет многогранный внутренний мир. Он интересный собеседник, но плохой партнер, потому что никогда не знаешь, когда подведет, а когда говорит искренне. С ним я общаюсь как с интеллектуальным, высокоразвитым человеком, получая от этого удовольствие, но всегда контролирую свои слова и уровень своей откровенности" - так Д. Табачник характеризует свои отношения с В. Горбулиным в газете "Галицкие контракты" (№26 за 1998 год, статья "Дмитрий Табачник - "серый кардинал, злой гений" или мыслящий политик?", с.18-21).

Такое положение вообще характерно для иррациональных типов: они скорее, чем рациональные способны заметить "неправильности" в своих взаимоотношениях с другими людьми. Нам известно много таких случаев - как правило, все они требуют многолетнего тесного сотрудничества между людьми.

Например, мать ИЛИ, а дочь - ее приемник ЛСЭ: когда дочь начала обучаться в вузе, мать "отпустила" ее, убрав тот "зонтик", которым она закрывала дочь от реальности.

Другой пример: муж - ЛИИ, жена - ИЭЭ. О своем муже жена говорила: "Он мой Бог.", имея в виду, что ЕГО проблемы имеют решающий приоритет для нее. Но, тем не менее, эта женщина, жена преуспевающего бизнесмена, пошла работать: "Меня буквально душит, когда я остаюсь дома. Мне не хватает общения.", - так она объяснила свое желание.

Пример 12. Особенности общения в семье

Семейные отношения - это та область, где интертипные отношения проявляются в самом выраженном вида.

В семье один партнер требует от другого всегда только одного, - чтобы тот действовал, говорил, проявлял свою активность как его дуал. Каждый ищет в другом - своего дуала.

Особенно это важно это учитывать при проведении семейного консультирования. Каждому человеку свойственно переносить свои особенности - особенности своего типа - на других. Поэтому то, что он требует от другого - все это представляется ему настолько естественным, что часто он даже не осознает, что возможен и другой выбор. Он даже не допускает мысли о чем-то ином, - отличном от того, что используется им.

Но вот "претензии" другого - он всегда очень четко их замечает. Особенно - если отношения между типами не дуальны.

Поэтому при семейном консультировании необходимо учить партнеров тому, как "дуал ДРУГОГО" действует, что он предпочитает, как он говорит, просит, требует и т.п. Нужно разъяснить человеку, что только используя то, что "характерно для дуала своего партнера", - только на этом пути и можно добиться желаемого.

Пример семьи: муж - ЛСИ, жена - ЛИИ. ЛСИ знает, что дуал жены - ЭСЭ - чрезвычайно эмоционален. Поэтому чтобы добиться желаемого, ЛСИ общается по данному вопросу на повышенном эмоциональном уровне.

Поскольку ЛСИ очень любят разрабатывать регламенты общения, то наш ЛСИ часто, развлекаясь, повторяет одну и ту же просьбу несколько раз, придавая ей с каждым разом все более выраженную эмоциональную окраску. Таким образом, он наглядно убеждается, что он действительно знает, как правильно общаться со своей женой.

Этот пример показателен еще по одной причине: он демонстрирует, как именно рациональные типы обучаются Социальным Технологиям! Для них нужно 1) наличие проблемы, которая может быть решена только таким образом, и 2) наличие наглядного примера, который демонстрирует основные методы решения этой Проблемы.

<< >> C
10.2. Советы для практического использования

Суммируем изложенный в книге материал в следующих кратких рекомендациях.

Асимметричные интертипные отношения (самопрограммирование)

1)       При общении с человеком (особенно - с новым Вашим знакомым), тип которого стоит перед Вашим в кольце самопрограммирования, будьте внимательны, чтобы не начать решать его задачи - в ущерб своим!

2)       Если тип Ваших заместителей лежит перед Вашим в кольцах самопрограммирования (передатчик и/или заказчик), то управлять фирмой будут они, а Вы - выполнять задаваемые ими задания.

3)       Если Ваш тип лежит перед типами Ваших заместителей в кольцах самопрограммирования (приемник и/или исполнитель), то а) Вы не будете получать от них критического анализа Ваших заданий и б) Вы не будете довольны сделанным ими (ибо Вы имели в виду - совершенно другое!).

Экстраверты - интроверты

1)       Новое лучше начинает внедрять экстраверт. Но завершить внедрение нового способен только интроверт.

2)       Если Вы экстраверт - назначьте соответствующего интроверта (логика или этика - в зависимости от функциональной необходимости), который бы контролировал, чтобы Вы необходимые дела - завершали, доводили до конца.

Рациональные - иррациональные типы

1)       Не требуйте от рационального типа иррациональных поступков! Программируйте его при помощи конкретных объектов и заданий (лучше всего - указывая примеры, с которыми он знаком). Четко и конкретно говорите, чего от него ожидаете.

2)       Не требуйте от рационального типа, чтобы он с самого начала понимал (представлял), что творит!

3)       Не требуйте от иррационального типа рациональных поступков - всегда! Программируйте его при помощи общих идей, понятий и т.п. - конкретное воплощение он додумает и сделает уже сам (но хорошо бы Вам все же в общих чертах охарактеризовать ожидаемое!).

4)       Требуйте от иррационального типа, чтобы он с самого начала понимал (представлял), что творит!

5)       Если Вам нужны исполнители - четко распишите требования к их должностным обязанностям и их должностной деятельности. Лучший исполнитель - рациональный тип.

6)       Не требуйте от рационального типа, чтобы он успешно действовал при изменении "правил игры" и принимал правильные (адекватные) решения в неожиданной обстановке.

7)       Четко укажите рациональному типу пределы его полномочий и "вилку" ("коридор"), внутри которого ему позволено принимать самостоятельные решения.

8)       Рациональный тип все новое стремится пропустить через разного рода "комиссии", "экспертизы" и т.п. - то есть "спихнуть на других", - просто потому, что таким образом он "привыкает" к новому, просто ему надо, чтобы "кто-то" (эксперт!) сформировал  для него (ему!) нужную (новую) установку! Поэтому: а) рациональному руководителю нужны иррациональные эксперты, б) если нужно "потянуть время" - отправь дело на "решение" - рациональному типу (а уж он - потянет!). Естественно - надо учитывать уровень координаторства типа.

9)       Рациональный тип любит "конкретный" отчет о проделанной работе (но задание дает - "в общем виде", но учит - "общим вещам"!).

10)   Иррациональный тип - любит "общий отчет" (но задания дает конкретные, но учит - "конкретике").

Логические и этические типы

1)       Не требуйте от логического типа проявлять творчество в общении с людьми!

2)       Не требуйте от логического типа, чтобы он обращался с просьбами - требуйте доказательств!

3)       Не требуйте от этического типа, чтобы он обращался с доказательствами - пусть попросит!

4)       Не требуйте от этического типа, чтобы он проявлял творчество в общении с единичными объектами - пусть творит над группой!

Сенсорные и интуитивные типы

1)       Не требуйте от сенсорного типа, чтобы, чтобы он подготавливал “планы на перспективу”! И особенно - на далекую перспективу!

2)       Не требуйте от интуитивного типа, чтобы он готовил “планы на сегодня”!

3)       Если Вы интуит - продумайте и разработайте стратегию "сближения" как с интересующими Вас фирмами, так и с интересующими Вас руководителями. Помните, что Ваш "интуитивный" партнер будет ожидать "движений" от Вас (а Вы сами - "по привычке", будете пассивно ожидать, чтобы нужная Вам фирма - сама "обратила на Вас внимание!)! Но помните: сенсорики "не любят", когда их - "выбирают"!

4)       Если Вы сенсорик - назначьте какого-нибудь интуита (например, - референта, секретаря и т.п.), чтобы он контролировал режим использования Вами Вашего собственного времени.

5)       Если Ваша сотрудница (сотрудник) сенсорный тип - будьте внимательны: она (он) некоторые Ваши действия может расценивать как "сексуальные притязания"! Поэтому - разработайте "регламент коммуникации" между вами и зафиксируйте его в контракте! Особенно это важно при работе в СП (в США "сексуальные притязания" - это "пунктик" и последний "писк моды": не попадитесь!).

Отличие нормативной коммуникации

1)       Старые друзья в новых условиях могут совершенно переменить свое к Вам отношение (как и  насколько - зависит от Вашего и их типов)! То же относится и к Вам самим!

Различие в восприятии общества Вами и восприятием обществом Вас

1)       Ваше представление о том, “чего хочет” (ожидает) от Вас общество и своевременно ли Вы  (по общественному мнению) действуете - неадекватно и ошибочно (даже если Вы - ЭИЭ или ИЛИ)!

2)       Если Вам кажется, что “это уже сделано другими”, “это уже всем известно” - это может быть ошибкой (особенно - если Вы ЭСИ, СЭИ, ЛСИ или СЛИ)!

3)       Если Вам кажется, что “ай да Я”, “Я самый первый”, "Я умнее всех" и т.п. - это может быть ошибкой (особенно если Вы - ИЛЭ, ИЭЭ, ЭСЭ или ЛИЭ)!

4)       Если Вам кажется, что “общество следует за мной и моими идеями”, что Вы “управляете народом” - не исключено, что Вы просто высказываете то, что и без Вас всем уже ясно, что созрело и без Вашей помощи (особенно - если Вы ЭИЭ, ЭИИ или ИЛИ)!

Симметричные отношения

1)       Если Вам кто-то особенно (вызывающе!) не нравится/ нравится - присмотритесь: может быть, это просто таково соотношение Ваших типов (а не - следствие его “плохих”/ ”хороших” человеческих качеств)!

2)       Если Вам кто-то особенно неприятен/ приятен, - это не значит, что он к Вам испытывает аналогичные чувства!

3)       Если Вас “не понимают” - может быть, надо просто сменить стиль изложения на форму, доступную для типа Ваших оппонентов, но не менять саму доносимую до сведения информацию?

4)       Если кто-то постоянно “наступает Вам на мозоль”, - то, может быть, это просто такой тип человека? (Если же нет - значит Вы подвергаетесь сознательной атаке!).

5)       Не работай постоянно с зеркальным типом сам-на-сам: во-первых, при совместной работе каждых будет разрушать именно то, что только что сделано другим, и, во-вторых, Вы со своим зеркальщиком "замкнетесь" сами на себя и перестанете реагировать на окружающий мир. Зеркальному типу - можно только "передать" информацию (дело, задание) - и тут же надо "отойти в сторону" (и упаси Боже проверять его: Вам не понравится - и вы сами начнете его исправлять!): нельзя допускать, чтобы в таких группах "замыкалось кольцо информации"! Пара типов, связанная зеркальными отношениями, должна работать лишь только в "последовательном режиме" передачи информации!

6)       Лучший эксперт по прогнозу поведения того или иного человека - его тождик. Лучше всего объяснит поведение того или иного человека - его дуал.

7)       Не всякий дуальный тебе тип - твой дуал (могут не совпасть с Вашим, например, уровень координаторства или же системы КС, которыми он управляет).

Общие вопросы Социально-Технологической безопасности

1)       Зачем он действует нетипно? Какие цели он преследует? (Внимание: опасность!).

2)       Имею ли я людей (желательно - специалистов), с которыми я мог бы проверить и обсудить блок нормативных для меня компонент информации?

3)       Знаю ли я мой иерархический уровень в системах  управления?

4)       Знаю ли я объекты (люди, структуры) а) высшего, чем я, б) моего и в) низшего, чем мой, уровней иерархии в структуре управления?

5)       Работаю ли я в иерархической структуре управления? И - на своем ли месте?

6)       Умею ли я правильно поставить задачу по обеспечению информационно-психологической безопасности моей собственной, моей семьи и фирмы?

7)       Знаю ли я специалистов, которые могут помочь мне решить задачу по обеспечению информационно-психологической безопасности моей личной, моей семьи и близких, моей фирмы?

8)       Нужен ли мне сотрудник моей фирмы по информационно - психологической безопасности? Знаю ли я, где его можно обучить?

9)       Является ли структура моей фирмы оптимальной с точки зрения информационно-психологической безопасности? Знаю ли я типные возможности и характеристики своих сотрудников (хотя бы - основных)?

10)   Является ли моя фирма и сотрудники моей фирмы оптимально структурированными “под меня”, - чтобы я максимально полно сумел реализовать свои жизненные цели? (Кстати, а есть ли они у меня?!).

11)   Знаю ли я, когда наступают условия, при которых необходимо уже приступить к изменению иерархической структуры моей фирмы? Знаю ли я, к кому обратиться за консультациями?

Мой тип

1)       Знаю ли я, как надо поступать, чтобы мне понравиться?

2)       Знаю ли я свое "место наименьшего сопротивления"?

3)       Имею ли я (подготовил ли я) способы защиты "места наименьшего сопротивления" для моего типа личности?

4)       Знаю ли я, какие компоненты информации (которыми я пользуюсь, не задумываясь об их справедливости) имеют для меня нормативный характер (а особенно - суггестивный: соответствующий программной функции моего дуала)?

 

***

Задание 10.2.1. Выберите из этого параграфа те советы, которые подходят именно для вас и именно для вашей ситуации.

(Обязательно укажите, какой совет годится для кого именно из Ваших коммуникантов в Вашем бизнесе. А теперь - сделайте наоборот: сгруппируйте советы, которые годятся для одного и того человека. Вот Вы и получили свой личный справочник по общению с коллегами!)

***

<< >> C
10.3. Консалтинговая деятельность

Описание основных видов консалтинговой деятельности дано в главе 8. В настоящем параграфе описаны некоторые элементы соответствующих методик, - так что этот материал можно рассматривать как пример конкретного воплощения написанного.

Консалтинговая деятельность в рамках описанного в настоящем параграфе проекта заключалась в том, что эксперт, после пребывания некоторого времени в коллективе предприятия - Заказчика, предложил свои рекомендации относительно оптимизации информационных потоков на фирме и их соответствия функциональным требованиям Заказчика. Также рассмотрены вопросы построения иерархической системы управления на заданной фирме.

Другими словами, практическая консалтинговая деятельность в смысле Социальных Технологий заключается в оптимизации информационных потоков на фирме и является естественной областью их приложения в сфере бизнеса.

Ниже представлен образец конкретного отчета, который дает представление о том, какие именно результаты можно получить с использованием изложенного выше способа описания как человека, так и социальных групп. Фактически - это РЕАЛЬНЫЙ отчет, но из которого убраны сведения, которые позволили бы идентифицировать фирму - заказчика.

·       Ниже представлен образец предварительного Отчета. К нему нужно было бы еще присоединить блок описаний типов личности - с учетом данной сферы бизнеса, блок описаний отношений между типами, каналы влияния одного типа на другой и разработанные Регламенты общения между типами личности с "неблагополучными" отношениями, способы организации людей при освоении новой информации или для выработки нового режима управления, и многое другое, - все то, что уже описано нами в главе 8. В данном случае от подробного отчета Заказчик ОТКАЗАЛСЯ по обстоятельствам, не связанным с настоящим консалтингом. Выводы нашего предварительного отчета подтвердились в течение полугода: вследствие неправильного руководства фирма распалась на несколько отдельных более мелких предприятий, часть из которых впоследствии была продана другим фирмам...

Итак, - отчет, в котором мы сохранили особенности представления информации (дальнейшее наблюдение подтвердило как наш анализ, так и наши рекомендации).

·         Еще раз подчеркнем: в настоящем Отчете представлена далеко не вся та информация, которая могла бы быть получена в соответствии с главой 8. В данном случае, Заказчика устроил именно этот объем информации.

Отчет

об информационно - психологических особенностях реализации управления высшим звеном руководства ЗАТ (закрытого акционерного товарищества)

Вступительная часть

Период работы над материалом: 27.12.1997 - предварительные переговоры с Заказчиком. 29-31.12.1997 - изучение общих закономерностей организации информационных потоков на высшем уровне управляющего персонала ЗАТ, определение типов личности основных акционеров (далее - Акционеров) и руководства ЗАТ. 5-6.01.1998 и 8.01.1998 - определение типов личности управленцев среднего звена и бухгалтерии. 9.01.98 - отчет о проделанной работе.

Вследствие особенностей типов личности Акционеров (рациональные типы, которые детально не представляют себе, какие именно результаты им нужны, потому и потребовалось довольно много уточнений!) задача была окончательно сформирована к концу 31.12.1997 в таком виде:

каким образом оптимально организовать работу руководства ЗАТ, чтобы Акционеры могли сосредоточиться на решении задач своего уровня компетенции, а не вынуждены были бы постоянно вмешиваться в текущую деятельность по руководству ЗАТ.

Общая часть

     Настоящий Отчет опирается на настоящую нашу книгу (в дальнейшем - Книга), в которой подробно описаны как используемые терминология и методы, так и общие вопросы обоснования и описания информационно - психологической деятельности человека.

Раздел А. Определение типов людей

А 1.   Типы людей определялись путем собеседования по методике главы 9 Книги. Перед началом типирования собеседник кратко информировался 1) о возможностях типологии (типы = режимы управления), и 2) о задачах типирования (оптимизация выполнения им своих функциональных обязанностей).

Типирование всегда производилось с согласия типируемого (более того, несколько человек сами выразили желание пройти типирование - что и было реализовано). Каждый типируемый предупреждался о том, что информация, которую он считает конфиденциальной, не будет распространяться (и в настоящем Отчете она не отражена; к тому же, она носила сугубо личный характер).

А 2.   Большинству типируемых было сообщено об оптимальной для их типа сексуальной программе (по материалам главы 8 Книги).

А 3.   Выявление координаторов (см. главу 4 Книги) не производилось.

А 4.   Выявленные типы людей приведены в Приложении 1 (см. в конце этого параграфа).

А 5.   Имеются указания на то, что А.В. и Б.Е. могут рассматриваться как возможные кандидатуры на координаторы (общения с В.И., В. Р. и М.Т. было слишком мало для определения хотя бы таких предпосылок). Вопрос об определении координаторов среди Акционеров и руководства ЗАТ требует дополнительного и отдельного рассмотрения. (Вопрос о соответствии Акционеров ЗАТ своему уровню компетентности не рассматривался.)

Раздел Б. Общая характеристика состояния информационной динамики в ЗАТ

Б 1.    Общая характеристика данного ЗАТ как отдельной целостной структуры:

·       отсутствие анализа общей ситуации: решения всегда принимаются исходя из конкретно сейчас сложившихся обстоятельств;

·       нет плана развития ЗАТ;

·       вся деятельность ЗАТ сводится к решению "внезапно возникших" конкретных проблем, которых всегда будет бесконечное множество;

·       нет четкого плана формирования "лица" ЗАТ, его отличительных особенностей от других (ни для ЗАТ в целом, ни для его структурных единиц);

·       руководство ЗАТ занимается "текучкой" (сенсорики), тогда как коллектив бухгалтерии и коммерческого отдела ориентируется "на будущее" (преимущественно - интуиты);

·       отсутствие потока информации "снизу вверх", то есть - отсутствие обратной связи: ее приходится буквально "выбивать;

·       нет проработанных форм, по которым необходимо готовить к рассмотрению коммерческие Проекты (да и люди - этому не обучены);

·       нет людей, способных предложить новое решение (новую программу, новый Проект).

Б 2.    Требования к руководителю ЗАТ, осуществляющему текущее руководство (ЗАТ реализует оптово-розничную торговлю широким спектром товаров, имея несколько магазинов, заправку и организуя выездную торговлю): в скобках указаны компоненты дихотомий, обеспечивающие наилучшее выполнение функциональных обязанностей.

Вход информации:

·       необходимость охватить непрерывный поток информации (сенсорик, экстраверт);

·       постоянно "отвлекают" от текущих дел (этик, экстраверт);

·       необходимо умение "держать в голове" много дел сразу (этик);

·       необходимо быстро принимать решения в стандартных ситуациях (рационал, экстраверт);

·       необходимо умение оценить общее состояние своей фирмы и ее места в ряду других (сенсорик, иррационал);

·       необходимо отслеживание "общей обстановки" (иррационал).

Выдача решения:

·       "реакция" на поступившую информацию: 1) построение логической цепочки (логик), или 2) "сброс" (переадресовка) этой задачи на другого (этик);

·       горячо взяться за задачу и "запустить машину" (экстраверт);

·       проследить за выполнением (логик, интроверт);

·       одновременно заниматься несколькими делами (этик);

·       умение "потянуть время" и не поддаваться на уговоры (этик);

·       умение отстоять "свои" (фирмы!) интересы (сенсорик);

·       думать о "сегодня", стремиться выжить "сейчас" (сенсорик);

·       умение "соврать" и "пустить пыль в глаза" (этик);

·       умение разобраться в реакции человека, т.е. распознать его истинные намерения (этик);

·       умение увидеть положение своей фирмы среди остальных (иррационал);

·       умение четко выделить и поставить задачу при недостатке конкретной информации (иррационал, координатор).

Вывод: в настоящих условиях режиму работы руководителя ЗАТ наилучшим образом соответствуют типы ЭСЭ или СЭЭ (в случае координатора: любой из типов - но со специально "под него" сформированной инфраструктурой управления).

 

Раздел В. Рекомендации

В 1.   Схема организации совместной работы Акционеров (В.И., В.Р. и А.В.) с руководством ЗАТ[5] (М.Т. и Б.Е.):

М.Т. и Б.Е.

Совместно

В.И., В.Р. и А.В.

Обеспечение текущего функционирования фирмы

Определение возможного участия в Проектах со стороны фирмы, проработка конкретных Проектов, контроль за их реализацией, участие в создании "рассредоточенных" структур под Проекты, которые задействуют многие разные фирмы (в т.ч. - и не свои!).

Вопросы вкладывания денег, разработка идей Проектов, изучение возможностей (раскрывающихся через личные контакты, конкретных знакомых), покупка новых фирм и т.п.

 

В 2.   Диктуемое типами людей распределение общих функциональных обязанностей между руководством ЗАТ (М.Т. и Б.Е.)

М.Т.

Б.Е.

·       "Внутрифирменная" деятельность (подчинена "внешним" запросам).

·       "Внешняя" деятельность фирмы (и определения заданий для внутрифирменных структур).

·       Сопровождение выделенного Проекта, вопроса и т.п..

·       Работа над отдельными (временными!) направлениями.

·       Анализ частного (отдельного) направления деятельности.

·       Контроль за завершенностью дел.

·       Разработка логических цепочек.

·       Всенаправленность внимания.

·       Оперативные решения.

·       Анализ общего состояния.

·       Установление новых и поддержание текущих отношений как с фирмами, так и с отдельными ("важными") лицами.

 

В 3.   Особенности, связанные со временными аспектами специфики функционирования типов руководителей ЗАТ.

Общие.

Оба руководителя - тактики, самостоятельно могут отлично распределять и решать сравнительно кратковременные, тактические вопросы и задачи, то есть - реализовывать тактические управление. Оба они нуждаются в помощи по определению стратегических долговременных приоритетов. Поэтому 1-2 раза в месяц необходимо проводить совместные совещания руководства ЗАТ и Акционеров по проработке стратегических вопросов.

Частные.

Рекомендуемое протекание "утренней медитации менеджера" (10-15-тиминутное само-планирование деятельности "на этот день"; желательно вначале самостоятельно, а затем - кратко (3-5 минут) совместное обсуждение между М.Т. и Б.Е.). Для этого:

Выписать (перечислить) все вопросы и все дела, которые вообще нужно (или - можно!) решить (не обязательно за день!).

А дальше - разное:

Для М.Т.:

Оставить на сегодня лишь те вопросы, которые а) нельзя передвинуть "на завтра", и б) которые нельзя передать (переадресовать) другим.

Для Б.Е.

Оставить на сегодня лишь те вопросы, которые а) нельзя передвинуть "на завтра", и б) которые можно (нужно!) решить (сделать) самому (легче сделать самому, чем передать другим).

В результате - получится оптимальный план обязательных дел на сегодня.

В 4.   Описание типов и характеристика отношений между типами дана в главах 2-3 и 5 настоящей книги (в оригинале была ссылка на те же материалы, но сгруппированные в первый вариант настоящей книги).

В 5.   Ряд конкретных советов для использования в повседневной практической деятельности менеджера информации о типе личности подчиненных дан параграфах 10.1 и 10.2 (в оригинале была ссылка на те же материалы, но сгруппированные в первый вариант настоящей книги).

В 6.   Об оптимальном типе для главного бухгалтера см. соответствующий Пример в параграфе 10.1 (в оригинале была ссылка на те же материалы, но сгруппированные в первый вариант настоящей книги). Кандидатура Н.А. - из того, что имеется сейчас - вероятно, является лучшей для исполнения функциональных обязанностей главного бухгалтера (подчеркнем - все же не оптимальная: так как Н.А. самостоятельно разрабатывать новые логические цепочки (или же устанавливать границы применимости существующих) самостоятельно не умеет - она является этиком!): 1) с ее назначением согласятся все, и 2) ей нравится руководить.

Однако: необходимо постоянно следить за организацией ежедневной работы в бухгалтерии (общая тенденция: "работать ... на завтра", в ущерб "сегодня"). Поэтому: еженедельные отчеты - обязательны для предотвращения появления "завалов" в работе бухгалтерии.

В 7.   Как в руководстве ЗАТ и среди Акционеров, так и среди среднего управленческого звена, слишком мала доля иррациональных типов. Вследствие этого имеется ощутимый недостаток в проведении адекватного анализа общей ситуации и определении вытекающих из нее конкретных решений. В результате - выработка конкретных решений падает на руководство и акционеров (что для них самих некомфортно; - за исключением Б.Е., или же координаторов, - если такие имеются, конечно).

Необходимо предпринять шаги к 1) привлечению иррациональных типов хотя бы в качестве консультантов и 2) к обучению управляющего персонала среднего звена новым методикам, способам и регламентам для выполнения ними своих обязанностей (например, - хотя бы чтение соответствующей литературы по управлению и менеджменту).

Всех "заедает текучка" (причем все проблемы возникают "внезапно") - но никто не видит выхода: таково характерное восприятие положения дел рациональными типами. Именно поэтому так важна общая картина, которую могут бать лишь только иррациональные типы (или координаторы).

 

Заключительная часть

     Процесс формирования оптимальной структуры и оптимальных информационных потоков в ЗАТ будет занимать сравнительно продолжительное время (минимально несколько месяцев), причем условием его осуществления является постоянный контроль со стороны соответствующих специалистов. Положение усугубляется тем, что иррациональные типы, которые более гибки в распознавании и усвоении новых "правил игры" (см. темы для типирования в главе 12), в ЗАТ практически отсутствуют. Для рациональных же типов необходимо, чтобы эти новые "правила игры" были выработаны для них кем-то "со стороны", и чтобы было прослежено за их правильным усвоением, пока рациональные типы привыкнут к их выполнению. При отсутствии такого "сопровождения" изменений к лучшему в ЗАТ достигнуто не будет ("все вернется на круги своя").

     Для руководства ЗАТ и для Акционеров ключевое значение для развития предприятия (да и собственного бизнеса вообще) имеет поиск координаторов и привлечение их как к анализу ситуации (в т.ч. в ЗАТ), так и к совместной деятельности (хотя бы в качестве консультантов).

Приложение 1

Типы личности Акционеров, руководителей и некоторых сотрудников ЗАТ.

 

Ф. И. О.

Краткие обозначения

Аббревиатуры

В.И. - акционер

<П-КС|С-Топ>

ЛИИ

В.Р. - акционер

<П-КС|С-Топ>

ЛИИ

А.В. - акционер

<С-Отн|П-Мемб>

ЭСЭ

М.Т. - член руководства

<С-КС|П-Мемб>

ЛСЭ

Б.Е. - член руководства

<С-Мемб|П-Отн>

СЭЭ

Ю. С. - бухгалтер 1

<П-КС|С-Топ>

ЛИИ

Т. Н. - бухгалтер 2

<П-КС|С-Топ>

ЛИИ

Н. А. - бухгалтер 3

<С-Отн|П-Топ>

ЭИЭ

О. Л. - бухгалтер 4

<С-Топ|П-Отн>

ИЭЭ

Т. Р. - кассир

<С-Отн|П-Мемб>

ЭСЭ

Л. Н. - бухгалтер 5, отдаленное рабочее место

<С-КС|П-Мемб>

ЛСЭ

С. А. - зам. директора по торговле

<П-КС|С-Топ>

ЛИИ

В. А. - зав. коммерческим отделом

<П-КС|С-Топ>

ЛИИ

О. В. - зав. магазином мелкооптовой торговли

<С-Топ|П-Отн>

ИЭЭ

О. А. - менеджер по торговле с селами

<П-Отн|С-Мемб>

ЭСИ

И. И. - зав. складом

<П-Топ|С-КС>

ИЛИ

В. С. - продавец выездной торговли

<С-Отн|П-Мемб>

ЭСЭ

А. Л. - заготовитель

<С-КС|П-Мемб>

ЛСЭ

 

Чиновник госадминистрации (начальник городской налоговой службы) Л.Я. типирован (по просьбе Акционеров) заочно и тип его определен предварительно как ЛСЭ.

<< >> C
10.4. Типы личности и их взаимодействие с компьютером: новое направление в программном бизнесе[6]

В этом параграфе мы кратко и несколько фрагментарно опишем направление деятельности, которые открывает хорошие перспективы для организации своего собственного бизнеса - бизнеса в области производства Программного продукта с совершенно новыми свойствами. Продукта, аналогов которого на рынке пока что нет.

Мотивация. Основная трудность при описании взаимодействия "Человек - компьютер" связана с необходимостью построения адекватного Реальности описания Человека. Успех любого программного обеспечения зависит исключительно от того, насколько полно в таком программном обеспечении удается отразить специфические характеристики, нужды и запросы пользователя.

Примеры использования описанных в настоящей книге особенностей для программного обеспечения, которые необходимо учитывать при оптимизации взаимодействия "Человек - компьютер".

¨       Поскольку Человек есть машина для управления (реализующая один из 16 возможных стилей (режимов, алгоритмов, способов, методов и т.п.) управления Реальностью), появляются новые возможности для решения проблемы Искусственного интеллекта и построения соответствующего программного обеспечения.

¨       Сжатие информации, потребителем которой является Человек, должно производиться одним из 8 возможных способов. Соответствующее программное обеспечение еще только должно быть построено.

¨       Оболочки объектно - ориентированного программного продукта (например, - структура меню и обучающих программ) должны обладать способностью настраиваться на любой из 16 существующих типов Человека - пользователя.

¨       Структурирование Справки и учебных материалов должно учитывать тип пользователя. Например: 1) иррациональному типу важно знать "почему" необходимо поступать "именно так", тогда как рациональному типу важно лишь "как" надо сделать то или иное, 2) этическому типу требуется предоставление готовой логической цепочки, тогда как логический тип всегда первым делом проверяет правильность таких цепочек (ему нужно развернутое доказательство).

¨       Организация экспертизы и тестирования (а также настройка!) готового программного продукта должна учитывать тип Человека: подбор экспертов, настройщиков и пользователей не из представителей всех 16 типов может привести к неверным вводам  о программном продукте и прогнозам относительно ее будущего. Например, в области тестирования и предварительного маркетинга игр: 1) иррациональный тип легко распознает "правила игры", тогда как рациональному - их необходимо разъяснить, 2) этический тип любит "логические" игры типа пасьянсов и "деления" игровых объектов (например, - раздельное управление "солдатиками") - тем самым он тренирует с их помощью свою "нормативную" логику; а вот логический тип больше любит игры типа "action", 3) игры типа "Quest" (опросники с разветвленным деревом возможных решений) могут быть непонятны пользователям некоторых типов личности уже вследствие стиля и построения самих предложений ("Когда Вы начинаете свой вопрос, - я готовлю свой ответ, но окончание вопроса сбивает меня и я перестаю понимать этот Ваш вопрос" - вот пример характерного высказывания в такой ситуации).

¨       Для заинтересованных родителей можно предложить игры, построенные таким образом, чтобы "вылечивать" их малолетних "фанов" - для этого достаточно построить их способом, приемлемым для ребенка противоположной рациональности (отличающего от заданного ребенка только своей рациональностью): тогда заданного ребенка в этой игре будет раздражать все (буквально все! - см. параграф 3.4), и он перестанет в нее играть.

¨       Появляется возможность построения "программ для общения", обладающих свойствами восстановления психики и реабилитационной психокоррекции - они должны имитировать "коммуникативное поведение" типа, который является дуальным для рассматриваемого (интересно, что сегодня появилась возможность для построения оптимальных программ для реализации компьютерного секса).

¨       Требуется построение программ - имитаторов, обучающих и тренировочных программ, которые учитывали бы тип пользователя: это особенно важно для моделирования на тренажерах критических и кризисных ситуаций (так как то, что взывает затруднения у человека одного типа, человеком другого типа решается легко, быстро и "естественно" для него: см. главу 1).

¨       Необходим блок программ как для диалогового определения типа человека, так и для тестирования его профессиональной пригодности.

¨       Существует потребность в программном продукте, который мог бы помочь в отборе людей, которые способны реализовывать управление на высших уровнях иерархической пирамиды управления - некоторые аспекты этого вопроса освещены в главе 4.

Помимо описанных выше общих положений, мы остановимся ниже еще всего на нескольких конкретных примерах реализации развитой в книге идеологии в приложении к Программированию.

q       Как показано в параграфе 10.1, лучшие водители и пилоты - СЛЭ и ЛСЭ - имеют противоположную рациональность. Это значит - образно говоря, что там, где одному хочется "бежать", другой командует "Стоять!", и наоборот. Поэтому требуется как минимум два типа Тренажерных Программ, "настроенных" на каждый из этих типов личности. Подчеркнем: программа, "настроенная" (например, - соответствующим экспертом) на один тип, абсолютно противопоказана для другого! Она не учит, она - калечит! А "экономический эффект" от соответствующих Программ... - да современный истребитель или "Шаттл"! Да еще: подготовка одного пилота стоит не меньше, чем подготовка одного олимпийского чемпиона, да и длится не меньше времени...

q       Обучающие программы учат режиму управления - то есть уже изначально должны ориентироваться на определенный тип пользователя. Эффективность работы с программным продуктом такого рода (в том числе - когда сама программа реализует определенный режим управления) напрямую определяется отношениями между "типом программы" и типом Пользователя.

q       Наблюдения из практики применения Социальных Технологий: 1С-Бухгалтерию этик "настраивал под себя" - во главу угла он ставил проводку, а не документ! Обучение же 1С-Бухгалтерии при учете типа пользователя проходило более быстро и эффективно.

q       Строение и подача материала в электронных энциклопедиях должны учитывать тип пользователя (иррациональный тип - спрашивает "Почему?", тогда как рациональный - "Как?": см. параграф 2.4).

q       Строение Web-страниц должно учитывать тип вероятного пользователя (а еще лучше - обладать возможностью настраиваться на произвольный тип личности!).

q       Существуют способы иерархического упорядочения информации в Internet и создания новых Поисковых Программ.

q       "Старое" программирование - разработка логических (линейных) алгоритмов - требовало Логиков, а "объектно - ориентированное" Программирование - требует уже Этиков (работа с отношениями между конкретными объектами). Следовательно, "конфликт поколений" среди Программистов может быть всего лишь следствием "непонимания" между Логиками и Этиками.

q       Понять тип - означает понять, как он организует программы. Здесь имеется интересный выход на проблему борьбы и противодействия с хакерами. Хакеры - зачастую иррациональные типы: им "просто интересно" сумеют ли они разобраться в чужой системе защиты, и зачастую действуют они без корысти. С этой точки зрения защита от них - это просто дать им "отвлекающую" ("завлекающую") игровую программу, поместив ее на входе (а "правила игры" такой "завлекалки" могут формироваться, например, случайным образом, - и пока хакер "ищет смысл" в такой игре, срабатывает защита "отсекающего" типа.

q       Иррациональные типы стремятся сохранить структуру Программы, дополняя ее конкретными элементами, тогда как рациональные типы меняют структуру самой программы (многие их Практиков хоть раз сталкивались с таким случаем при обучении "неофитов").

q       Создание игровых программ для определения типа Человека в процессе игры (что позволит автоматически настраивать Программный Продукт на тип Пользователя).

Выводы:

1.    Впервые за историю Программирования появились сформулированные на математическом уровне строгости Требования к Программному продукту со стороны Пользователя. (Такое стало возможным вследствие того, что Человека удалось описать как объект математической науки.)

2.    Когда Физика была "пропущена" сквозь горнило Математики, наука, техника и Цивилизация вообще получила чрезвычайно мощный импульс развития. Теперь сквозь горнило Математики пропущена сама Природа Человека! И существенных изменений долго ожидать уже не придется: планетарная информационная сеть уже готова к адаптации этих новых знаний. Сейчас речь идет о Рынке объемом в несколько сотен миллиардов $ !

Таким образом, сегодня имеется 2 направления для дальнейшего развития Программирования:

·       Учет типов людей в Программном Продукте (то есть - модификация и развитие уже существующей Программной базы).

·       Создание нового аппарата для Программирования, который бы уже изначально учитывал Типность Человека. (Для этого направления - создания Новой Идеологии Программирования - все фирмы находятся в равных стартовых условиях - и маленькая фирма, и Microsoft! Именно с таким Программным Продуктом любой менеджер сегодня имеет шансы завоевать Мировой Рынок.)

***

Задание 10.4.1. Сформулируйте наборы требований - вытекающих из специфики функционирования Вашего типа личности - к программам и оболочкам, которыми Вы пользуетесь наиболее часто.

(Таким образом, теперь Вы уже четко знаете, о чем Вам следует поговорить с Программистом! А также - о чем следует спрашивать Продавца программного обеспечения!)

***

 



[1] Таким образом, этот способ можно использовать для самоорганизации "верхнего уровня" ИСУ - то есть высших уровней иерархии государственной системы управления (высших эшелонов власти).

[2] Впрочем, для того, чтобы рассматриваемому типу все же удалось дать ответ, ему необходимо просто - временно удалиться от такой дуальной пары. А потом вернуться - и дать требуемый ответ! (А как насчет переговоров с такими Заказчиками?! Не лучше ли узнать их типы заранее - и особо оговорить сам "протокол проведения переговоров"?!)

[3] Опубликовано в статье Шиян А.А. О роли коммуникантов в обеспечении психологического комфорта: от стресса к суициду // Прикладная психология. - 2000. - № .4- С.67-79.

[4] Опубликовано в статьях Шиян А.А. О роли коммуникантов в обеспечении психологического комфорта: от стресса к суициду // Прикладная психология. - 2000. - № .4- С.67-79, и Шиян А.А. О способах убеждения в политике: использование межличностных отношений // Политический маркетинг. - 2000. - № 8. - С.28-46.

[5] Согласно поставленной задаче, непосредственное руководство фирмой должны были осуществлять именно эти два человека совместно.

[6] Краткое содержание этого параграфа доложено на 1 Международной конф. УкрПРОГ"98 и опубликовано: Шиян А.А. "Типы  людей  и  их  взаимодействие  с  компьютером" (Мат. 1 Междунар. научно - практической конф. по программированию УкрПРОГ"98. - Киев: Кибернетический центр НАН Украины, 1998. - С.482-486.)

<< >> C
Реклама:
Hosted by uCoz
<