<< >> C

Глава 16. Экологическое мышление, глобализация и устойчивое развитие, ноосфера: Социальные Технологии как ключевой элемент для описания этих понятий

Окружающая среда как интерьер существования общества. Древние общества (лично-именной социокод): существования в условиях заданной территории. Земледелие (профессионально-именной социокод): существование общества в сходных (по степени обработки земли) условиях. Появление войн с целью захвата территории. Начало изменения территории и среды обитания. Природно-территориальный фактор в появлении универсально-понятийного (европейского) социокода. Общие способы описания окружающей среды: потоки энергии и/или вещества, упорядоченные структуры, самоорганизация, иерархия, образование живого вещества. Внешние потоки задают структуру системы. Иерархические самоорганизованные системы (ИСС) как общее для Человека и природы. Способы организации управления в ИСС. Человек как пример объекта, реализующего такое управления (как пример 2АИА). Ноосфера = самоорганизация неживой, живой и разумной природы. Корректность и некорректность вопросов определяется в рамках заданной системы знаний. Примеры вопросов, некорректно поставленных в области экологии. Экологическое мышление есть система знаний, научная парадигма, система Мировоззрения, описывающая весь комплекс явлений, связанных с самоорганизацией Человека и Природы в некий НОВЫЙ, единый объект - Ноосферу. Общий подход к анализу экологических задач. Наука и технологии как институты для осуществления управления потоками энергии и/или вещества.

 

16.1. Экологическая составляющая в векторе развития Человечества

 

ХХ век принес много нового и ранее неведомого.

Мы не будем заниматься длинным перечислением - остановимся в этой главе только на одном вопросе, который поставил перед нами ушедший ХХ век.

·         Это вопрос о возможности продолжения жизни Людей на нашей планете.

Точнее - это вопрос о том, каким образом Человечеству следует организовать свою жизнь, чтобы Человек как биологический вид смог продолжать свое существование.

Человек в своей безграничной экспансии распространился по всей поверхности планеты. Человек в своей безудержной экспансии достиг такой плотности населения, что продукты его жизнедеятельности стали прямой угрозой для существования не только биологических видов (количество вымерших видов стремительно растет год от года), - но также и самого человека.

Начало нового тысячелетия Человечество встречает в условия все возрастающего кризиса, выражающегося в том, что природные условия на нашей планете становятся непригодными для жизни Человека.

Почему такое стало возможным?

Какой путь следует выбрать на дальнейшее?

Фактически, перед нами стоит задача разработать новый взгляд на мир, - такой взгляд, который в равной степени учитывал бы и Человека, и его природное окружение.

***

Это заблуждение, считать, что экологические факторы начали влиять на развитие Человечества только сегодня.

Известны цивилизации, которые сегодня похоронены под слоем песка в пустынях, - но которые ранее были цветущими оазисами, полными жизни.

Широко известно, что вследствие экологически неоптимального овцеводства обезлюдел целый ряд Греческих островов.

Все это произошло за много тысяч лет до нашей эры.

Так что же, получается, что Экология идет рука об руку с Человеком?

Детальное рассмотрение показывает, что это происходит именно так!

Более того: мы покажем, что, рассматривая развитие Человечества, можно выделить даже экологический вектор, которые направлял и обуславливал, задавал направление развития Цивилизаций.

Первобытные цивилизации были чрезвычайно узко-специфическими, ориентированными на специальным образом скоординированную деятельность в очень конкретных условиях - в конкретных интерьерах (более подробно это описано в главе 7).

Как правило, это были родо-племенные цивилизации, ориентированные на охоту и собирательство. Этнографов, изучавших эти цивилизации, всегда удивляло, что в них отсутствовали захватнические войны. Они могли воевать между собой - но никогда не покидали своей территории.

Фактически, такие общества мало чем отличались от того, что в экологии называется термином "популяция". Они были как бы "прикреплены" к данной территории. Причем такое "прикрепление" осуществлялось на социальном уровне и было закреплено в программе трансляции знаний.

В этих обществах, в условиях лично-именного способа социального кодирования индивида, когда имя человека полностью задавало всю его деятельностную программу, окружающая среда - через имя - входила в мировоззрение индивида неотъемлемой частью. Индивид не мыслил себя в отрыве от той территории, на которой он обитал. Более того: именно эта, локальная территория и представляла для него весь осмысленный им мир. За пределами этой территории - мира как такового просто не было: человек даже не представлял, как он смог бы там жить.

Это и был тот "золотой век" современных экологов, в который сегодня нас так настойчиво зовут Гринпис, многочисленные "партии зеленых", и многие другие Всемирные и региональные экологические организации.

Фактически, экологическое движение, родившись как непосредственная реакция широких масс населения на ухудшение качества окружающей среды в развитых странах мира, действует стандартным для европейского общества методом: методом создания Утопий.

Но об этом позже. А пока - суммируем: древние общества воспринимали окружающую среду как "весь мир", и организовывали свою жизнь, свою структуру в соответствии с данной территорией. Сама территория полагалась неизменной и заданной.

Конечно, время от времени случались изменения - то длительная засуха, то землетрясение, то пожары... И тогда это локальное общество людей вынуждено было приспосабливаться к новым природным условиям. Если общество не могло приспособиться - оно погибало.

Итак, древнейшие общества 1) были узко-специализированы под "конкретный участок окружающей среды", и 2) они были "привязаны" к этой территории в том смысле, что за пределами этого участка их система знаний оказывалась полностью непригодной.

Интересно, что с точки зрения экологии - с точки зрения трофических (пищевых) цепей - такие общества помещались в самой вершине. Человек использовал "готовые" продукты, готовые ресурсы внешней среды.

Можно сказать, что древние общества были своего рода самоорганизованными структурами на потоках энергии и/или вещества, которые имели место да данной территории. Человек в таких обществах еще, фактически, был пассивным пользователем этих ресурсов.

***

Прошли тысячелетия.

Человек опустился ниже по трофической цепочке и перешел к земледелию.

Здесь уже он начал впервые изменять окружающую среду, приспосабливая ее под пашню. То есть впервые появилось противопоставление "Природа - Человек".

Пока что такое противопоставление понималось на Божественном уровне: Боги создали и Человека, и Природу. Человек пока что еще не имел социально обусловленного противопоставления, - такое противопоставление было скорее на личностно-бытовом уровне.

Но земледелие - это уже первый канал для осуществления обратного влияния - влияния со стороны человека на природу.

Человек многие тысячелетия учился правильному способу земледелия. Чтобы не истощились ресурсы почвы, чтобы пищи хватало от урожая до урожая...

В результате, для решения таких задач, сформировался новый тип общества - общество с профессионально-именным типом социального кодирования индивида.

Теперь уже общество могло захватывать новые территории.

Но было одно существенное ограничение: захвату подлежали только те территории, на которых могла существовать именно эта, культивируемая в данном обществе, земледельческая традиция.

В результате Человечество пришло, фактически, к тому же самому результаты: территории, а под их условия "подстроено" общество. Правда, теперь территории стали уже большими, а само общество - иерархическим. Фактически, так впервые создавались иерархические социальные структуры для управления иерархическими природными структурами.

И опять-таки: "достаточно резкое" изменение окружающей среды приводило к гибели общества. Впрочем, как и "резкие" изменения в самом обществе.

***

Итак, выделим главную особенность, имеющую место в первобытном и традиционном обществе.

·         В первобытном и традиционном обществе (то есть при лично-именном и профессионально-именном типе социального кодирования) общество подстраивалось под существующие на данной локальной территории условия.

При этом, однако, имелся чрезвычайно высокий уровень инерционности и узко-специфичности цивилизаций.

Оба эти типы социумов оказались неспособны - по сути своего функционирования - распространиться на всю планету. Такие цивилизации образовывали как бы "островки", "экологические резервации", в которых цивилизации существовали независимо. Конечно, культурное обогащение происходило, - но чрезвычайно медленно и только в той области, которая прямо соответствовала текущим нуждам.

Мир, построенный на основе таких цивилизаций, являл собой, фактически, совокупность разных "человеческих популяций". Ни о какой скоординированной деятельности на уровне больших территорий - не говоря уже о всей планете в целом - речи не могло быть.

Для того, чтобы Человек смог распространиться на всю планету, - для этого пришлось искать новую форму цивилизации.

Но для того, чтобы она могла быть реализована, - для этого должны были быть весьма специфические условия. Условия, обладающие тремя особенностями.

Во-первых, окружающая среда должна способствовать появлению нового типа цивилизации.

Во-вторых, должен присутствовать своего рода "социальный вектор", "социальный напор", канализирующий активность общества.

Наконец, в-третьих, такие - природный (точнее - территориально-ландшафтный) и социальный - факторы должны существовать достаточно длительный промежуток времени, чтобы механизмы самоорганизации не только успели произойти, но и закрепиться в системе трансляции социального кодирования индивида.

И такие условия оказались созданы в Греции, точнее - на островах Эгейского моря.

***

Оба прежние типы цивилизаций всегда были ограничены некоей границей, которая проходила, как правило, по естественным природным структурам. Например, по долинам рек (Египет, Месопотамия).

Они имели четко выраженную "внутреннюю площадь", на которой были расселены земледельца и ремесленники. А по границе - стояли воины, "пограничная стража", "защитники".

Но вот мы имеем острова в Эгейском море. Плодородной почвы на острове хватает всего на несколько сотен человек.

Как перебираться с острова на остров?

Корабль - как "естественный" способ. Поначалу он выступает как "носитель государственности": перевозка зерна и продукции ремесленников, военные операции и т.п.

Но, с появлением кораблей, команда которых составляет около сотни человек, - ситуация резко изменяется. Такой корабль по военной мощи адекватен острову с его населением.

И вот тут-то и сказывается специфика территории-ландшафта! Острова - это, фактически, "граница всюду"! Ни один остров - с точки зрения пиратского нападения - не может быть в безопасности!

Итак, налицо все 3 перечисленные выше условия!

***

Сегодня, с использованием современного научного языка, мы бы сказали так.

Прежние типы цивилизаций формировались на территориях, "фрактальная размерность" которых равна или очень близка к 2, а "фрактальная размерность" их границы - близка к 1.

Фрактальная размерность островов Эгейского моря много меньше 2, а фрактальная размерность границы - примерно такая же. Другими словами, острова Эгейского моря, по сути, не имеют границы! Они все как раз и составляют свою границу!

Социальные же условия привнесли то обстоятельство, что появился "подвижный агент", сравнимый - в социальном смысле - с характерной единицей, из которых состоит данная территория.

Что такое "фрактальная размерность"? Это величина, показывающая. Насколько данная область "близка" к тому или иному, известному всем нам геометрическому объекту. Фрактальная размерность 0 - это точка. Фрактальная размерность 1 - это линия. Фрактальная размерность 2 - это поверхность. А фрактальная размерность 3 - это пространственное тело. Таким образом, острова Эгейского моря представляют собой что-то вроде чрезвычайно изрезанной поверхности, к каждой "точке" которой - к каждому острову! - можно легко добраться через "разрезы" - то есть морем! Тогда как "обычное" государственное образование - это, как правило, некая плоская область - "территория государства"(фрактальная размерность 2), ограниченная линией - "государственной границей" (фрактальная размерность которой есть 1)."Глубокие вырезы" для таких "обычных" государств - это, как правило, "исключение", которое обусловлено непреодолимыми природными причинами: залив, река, гора, и т.п. а вот для островов Эгейского моря - такие проливы занимают практически все пространство между островами. Причем "ширина" таких проливов чрезвычайно мала - один остров виден с другого.

***

Мы не будем подробно останавливаться на характеристике универсально-понятийного (европейского) типа социального кодирования индивида - это описано в главе 7.

Обратим внимание на главный вывод. Цивилизации Европейского типа социального кодирования являются более гибкими. Интерьер, в котором функционирует индивид, описывается весьма абстрактно, и может иметь много разных конкретных воплощений. Более того: для этого типа цивилизаций характерно. Когда индивид меняет как место жительства, так и вид и род занятий.

Таким образом, Европейский тип цивилизаций оказался чрезвычайно гибок в плане приспособления к изменчивым условиям окружающей среды. И, в конечном счете, именно благодаря ему Человек и расселился по всей поверхности нашей планеты.

***

Сегодня мы имеем новую ситуацию, ранее не имевшую место в истории Человечества.

Человек распространился по всей поверхности планеты.

Различия между культурами, между цивилизациями, обществами и отдельными странами сегодня отступают на задний план, - опять-таки благодаря специфике Европейского типа социального кодирования индивида.

Фактически, сегодня мы находимся в условиях, когда "пятнистость" в способах жизни больших масс населения приобрела устойчивую тенденцию к выравниванию.

Успешно перешли или переходят на Европейский тип цивилизации Япония, Южная Корея, Китай, страны Латинской Америки.

Постепенно формируются представления о "технологиях перехода" к Европейскому типу цивилизации, - так что ожидается ускорение этого процесса.

·         Таким образом, возникает ситуация, ранее не име6вшая места в истории Человечества: задача управления как природными, так и социальными ресурсами всей планеты переходит в практическую плоскость ( это известно под термином "глобализация").

Максимально упрощенный доступ к информации - к знаниям практически всего Человечества, возникший вследствие стремительного распространения Интернет, приводит к новому уровню понимания взаимоотношений "Природа и Человек", преломляясь разными гранями внутри каждого индивида на грани "мир + я", "мир + общество", "мир + человек".

***

Ниже мы остановимся на основных особенностях, описывающих функционирование экологических систем. Это такие природные объекты, которые содержат в себе как живую, так и неживую компоненты.

Пока что мы не будем описывать влияние Человека, - его разума, его деятельности. Наша задача состоит в том, чтобы выработать некий "язык", с помощью которого мы могли бы анализировать экосистемы.

Все живое находится в условия устойчивого неравновесия. Впервые это в явном виде сформулировали русские ученые Эрвин Бауэр (в книге "Теоретическая биология", вышла в 1935 году) и Александр Гурвич (в концепции "клеточное поле" - книги вышли также в начале 1930-х годов). История появления этой концепции интересна и поучительна сама по себе, - впрочем, как вообще события в биологии, которые имели место в тот период времени. Однако это уже тема отдельного исследования.

Что же такое "устойчивое неравновесие"? Это такое состояние, характерное только для живых объектов, которое для своего существования требует постоянного обмена энергией и/или веществом со своим окружением. Другими словами можно сказать, что живой объект - биологическая система - существует как некий объект "на фоне" соответствующих потоков энергии и/или вещества.

Такое определение живых объектов с необходимостью включает в себя также и окружающую их среду. Можно сказать, что такое определение живых объектов - "экологично". Более того: при таком определении живых объектов - и, в конечном счете, и самой Жизни, - разница между биологией и экологией исчезает. Конечно, если исключить из рассмотрения Человека. Точнее - исключить нужно его разумную деятельность.

Опишем терминологию, которая будет нам необходима для дальнейшего рассмотрения.

Прежде всего посмотрим, как развивается упорядочение в природных системах.

Упорядочение развивается на фоне неравновесия. В физике в последних десятилетиях ХХ века это стало уже аксиомой. Неравновесие приводит к появлению потоков энергии и/или вещества. Здесь мы не будем задаваться вопросом о том, какие именно явления являются его причиной. Вполне достаточно, что есть солнечная энергия, что есть перепады температур, давлений, влажности... Вся наша Земля представляет собой огромную совокупность примеров таких потоков и неравновесных состояний.

Итак, рассмотрим поток энергии. Пусть мы медленно увеличиваем интенсивность этого потока.

Как свидетельствуют многочисленные наблюдения и экспериментальные данные, вначале в среде ничего не происходит. Затем, когда интенсивность потока энергии и/или вещества превышает некий критический уровень, в среде возникает некий новый объект. Он занимает ограниченную область пространства и существует, как правило, ограниченное время. А при интенсивностях потока энергии, близких к «критической», то появляется, то распадается вновь.

С точки зрения математики описываются эти явления нелинейными уравнениями, примеры которых весьма многочисленны в физике.

Когда интенсивность потока энергии еще более увеличивается, возникает иерархическая система таких объектов. Также весьма интересно, что размеры (объем) этих объектов уменьшаются с возрастанием интенсивности потока энергии.

Мы будем называть такие объекты «когерентные структуры или КС». Термин "когерентные" в данном случае понимается как "упорядоченные".

Рассмотрим более подробно свойства этих КС. Это нужно будет для анализа ряда явлений , который мы будет проводить в рамках нашего курса.

Поскольку каждая КС занимает ограниченный объем пространства, движение среды в ней имеет вращательную (циклическую) компоненту. А так как с движением среды всегда связана определенная переменная, то образование КС привносит некий спектр частот, сгруппированный вокруг характерных времен вращения среды в КС.

Мы не будем подробно рассматривать явления, связанные с небольшим числом КС – теоретические, математические и экспериментальные эффекты хорошо описаны в литературе по переходу к турбулентности.

Наличие большого количества КС автоматически приводит к стохастизации, хаотичности ряда характеристик среды. (Например, вследствие взаимного влияния друг на друга многих КС, - фактически, именно таким образом вводится стохастичность через нелинейные уравнения.) Поэтому, по мере увеличения интенсивности потока энергии и/или вещества, спектр шума расширяется в сторону высоких частот.

Все, что мы обычно связываем с понятием "состояние", все это относится к классу характеристик определенных (некоторых) КС. Все, что мы обычно связываем с понятием "процесс" все это, в той или иной степени, сводится к характеристикам определенных (некоторых) потоков энергии и/или массы.

Как уже говорилось выше, по мере возрастания интенсивности потока энергии, появляется целый иерархический набор КС.

К появлению целой иерархической системы КС приводит также то, что для разных потоков энергии критические интенсивности, вызывающие появление КС, также будут разными.

Поэтому результирующая иерархия КС зависит не только от интенсивности потока энергии и/или вещества, но и от номенклатуры этих потоков.

Рассмотрим один из "средних" уровней иерархии. То есть такой, который имеет и «соседей сверху», и "соседей снизу".

Для КС из этого уровня иерархии "вышележащие" КС будут влиять как низкочастотный шум. Наоборот, "нижележащие" КС будут оказывать влияние как "почти когерентное" высокочастотное воздействие.

Идеология иерархической системы КС позволила развить методы для количественного описания ряда явлений, связанных с самоорганизацией (упорядочением) в Природе. Например, нами развиты методы для обнаружения КС в атмосфере и океане, в социальных системах, описано изменение диссипативных свойств среды с фрактальным строением, ряд предсказаний для увеличения диссипативных свойств среды количественно совпадает с данными экспериментов, количественно описаны результаты численных экспериментов по фрактальному упорядочению. Описан также ряд эффектов, связанных с влиянием шума на технологические процессы.

Приведем несколько примеров иерархических самоорганизованных систем - ИСС.

Живой организм состоит из клеток. Эти клетки объединяются в системы более высокого порядка - в "органы". А сами органы, в свою очередь, объединяются в целостный организм - живой объект. Но на этом дело не заканчивается: живые организмы часто объединяются - в стаи, стада и т.п.

Иерархичность внутренне структурирует природу, придавая ей определенную устойчивость. Уже организация земного ландшафта проявляет ярко выраженную иерархичность. Леса, долины, тундра, реки... Все это на более высоком уровне объединяется в более крупные структуры. Например, в речные бассейны, в нагорья и горы, плоскогорья и т.п. Более того: "похожие" в определенном смысле земные ландшафты, даже когда они расположены в разных концах света, проявляют и "похожие" свойства. Это очень сильно помогает, например, при поиске полезных ископаемых.

Иерархическая природа земной атмосферы и океана осознана уже достаточно хорошо. Достаточно вспомнить муссоны, пассаты, периодически возникающие тайфуны, Гольфстрим, Эль-Ниньйо.

Наконец, в "похожих" условиях возникает и "похожая" иерархия растений и животных.

Следует подчеркнуть, что Природа в целом являет собой единую совокупность самых разных иерархических систем. Эти системы взаимодействуют между собой, взаимно изменяя свои свойства и свое поведение.

Можно сказать, что наряду с иерархичностью в природе присутствует и определенная "гетерархичность".

Наконец, следует особо остановиться на еще одном, крайне важном обстоятельстве.

·                Природные иерархические системы формируются по механизму самоорганизации.

Другими словами, эти системы никто специально не создает, следя специальным образом за условиями их формирования. Более того: самоорганизованный объект всегда находится в некоем "устойчиво-неравновесном" состоянии. Некоторые его части распадаются (разрушаются), и тут же они формируются вновь. Никто за этим специально не следит: просто в этом объекте созданы такие условия, что это происходит как бы "само собой". Примером может служить всякий биологический организм. Примеров имеется много также и в неживой природе: например, течение ручейка, когда возле камня или ветки появляется вихрь, сносится вниз течением, разрушаясь, - а на его месте спешит появиться новый вихрь.

Чрезвычайно привлекательным для ученых, философов и мыслителей оказалось то, что общие закономерности самоорганизации оказались одинаковыми для самых разных природных и социальных систем. Другими словами, термины, которые вводятся в науку при таком подходе, оказались пригодными для описания большого количества таких задач, которые ранее изучались в РАЗНЫХ научных дисциплинах.

Как тут не вспомнить слова великого мыслителя Владимира Вернадского: "Мы специализируемся не по наукам, а по проблемам"!

Однако следует все же отметить, что сегодня основные достижения в области описания самоорганизации имеют место преимущественно на уровне построения математических моделей. Специальной терминологии, специального теоретического и понятийного (терминологического) аппарата в этой области пока что не имеется.

***

Интересно, что в теперь можно дать следующее определение для "живого" объекта.

КС, как правило, распадаются достаточно быстро вследствие той причины, что они имеют размытую границу, состоящую из частиц той же самой среды.

Рассмотрим случай, когда на фоне потока энергии и вещества, который состоит из многих видов как энергии, так и вещества, образуется некая иерархическая система. Пусть она будет отделена от остальной среды полупроницаемой и активной мембраной.

Этим условием определяется то, что сама мембрана является структурой, содержащей КС. Причем эти КС могут перестраиваться. Поскольку каждая КС изменяет ("модулирует") проходящий сквозь нее поток энергии, то система "мембранных" КС может быть рассмотрена как фокусирующая система, которая придает попадающему на внутрь объекта потоку энергии новые свойства.

Опишем, как должен реагировать этот объект на изменение потока энергии и/или вещества.

В этом случае внутри рассматриваемого объекта изменяется пространственное распределение потока энергии и его временные характеристики. Это приведет, в свою очередь, к структурной перестройке внутреннего иерархического строения такого объекта.

Теперь допустим наличие возможности перестраивать мембрану "изнутри", - то есть управлять мембранными КС при помощи изменения «внутренних» КС. Причем цель такого управления пусть формулируется так: в результате управления пусть "все вернется к прежнему состоянию". То есть – к некоему состоянию, которое характеризуется неким заданным образом.

Для этого внутри мембраны должны функционировать некие определенные структурные образования из КС, которые и будут перестраивать мембрану.

Результирующие свойства такого объекта могут быть описаны в терминах, которыми характеризуются объекты живые.

Другими словами, - мы получили "определение Жизни". То есть термин "Жизнь" мы выразили в терминах иерархической системы КС, обладающей специфическими свойствами.

Каждый живой организм ("живую" ИСС) можно рассматривать как единый объект, «живущий» на фоне специфических потоков энергии и вещества, в нем происходят одновременно два процесса: самоорганизации и распада. В рамках масштабно-инвариантного подхода интенсивности этих процессов могут быть выражены в степенной форме, - и мы получаем нелинейное уравнение типа Берталанфи. Учет стохастического окружения приводит к нелинейному уравнению с шумовыми частями, - то есть к спектру размеров биологических организмов.

Эта идеология позволила развить новые методы для описания разных эффектов в биологических и экологических системах. В частности, получены количественные совпадения с экспериментальными данными по популяциям клеток[1], связи между массой живых организмов и продолжительностью их жизни[2], влиянию окружающей среды на популяцию живых организмов[3], критической интенсивности для влияния лазерного излучения и миллиметровых электромагнитных волн на живые организмы[4].

Обращаем внимание, что способность к размножению мы не включили в наше определение понятия "жизнь".

***

Но вернемся к потокам энергии и/или вещества.

Теперь мы хотим подчеркнуть роль самоорганизации в Природе. Действительно, вопрос "кто же задает форму" для природных объектов по сути своей некорректен. Эта форма возникает всякий раз, как только создаются для этого "подходящие" условия.

В некотором смысле можно даже сказать, что форма "изначально" присуща самому рассматриваемому нами природному объекту, а потоки энергии - только помогают ее "проявить".

Самоорганизацию никто не "направляет". Более того: как показали эксперименты, даже в простейших случая она осуществляется путями, которые могут очень сильно различаться между собой. Главное в явлениях самоорганизации оказалось то, что, независимо от конкретного пути - результат такого явления всегда получается одинаковым.

И зависит этот результат - то есть самоорганизованный объект - от характеристик потоков энергии и/или вещества.

Интересно, что - в неявной форме - эту закономерность использовали уже давно в многих научных дисциплинах.

Например, в биологии (экологии) стало практически аксиомой, что "в сходных природно-климатических условиях существуют сходные биологические формы животных". Так, в Австралии, где "все живое - сумчатое", присутствуют практически те же формы животных, - но, действительно, "в сумчатом" виде.

Аналогично и в геологии: если природно-ландшафтные формы геологического строения "сходны" - то ожидается также "сходные" залежи полезных ископаемых.

***

Таким образом, в качестве итога нашего рассмотрения можно предложить следующий тезис:

·         Внешние условия (потоки энергии и/или вещества) задают конкретную структуру рассматриваемой нами системы.

Поэтому и управление такими системами заключается в том, что изменяются внешние (по отношению к ним) потоки энергии и/или вещества.

***

Теперь зададимся вопросом: можно ли с аналогичной точки зрения рассмотреть общество?

Что есть внешние потоки для общества?

Прежде всего, конечно, это те потоки энергии и/или вещества, которые нужны человеку как биологическому объекту, как живому существу.

Избегая длительный перечислений, остановимся только лишь на главном таком потоке, который можно назвать "ежегодно возобновляемыми первичными ресурсами". Это - вся та зеленая масса растений, которая ежегодно вырастает на данной территории, занимаемой данным обществом, и которая расходуется на потребление. Это тот поток, который "даром" (с некоторыми оговорками биологического и экологического характера, - но это уже другая тема) поставляется людям нашей планетой и Солнцем. Животная масса, необходимая для сбалансированного питания, по сути своей точно также опирается только на наличное количество "зеленной массы".

Но для деятельности человека нужны также и другие, уже невозобновляемые потоки. Это - природные ископаемые: нефть, газ, уголь, руды, вода, и многое, многое другое. Это те потоки, которые сформированы вследствие неравновесия, которые медленно накапливалось в природе многие сотни тысяч и многие сотни миллионов лет.

Человек активно использует этот канал неравновесия, - но, в отличие от зеленой массы, этот источник неравновесия в природе уже близок к истощению.

(Собственно, часто именно с этим и связывают большое количество так называемых "экологических проблем". А сами попытки нахождения новых источников неравновесия часто связывают с "экологическим мышлением". Как видим, все это на самом деле просто не более чем частности...)

И это все?

Для биологических объектов это, действительно, было бы все.

Но для социальных аспектов появляются дополнительные потоки, обусловленные наличие специфических ресурсов. Тех ресурсов, которые доступны только Человеку и которые важны только для Человека.

Прежде всего, это пространство, сама территория данного региона. Точнее - его специфические, отличные от других регионов черты.

Кенийские природные парки в Африке, Гавайские пляжи, Гималаи в Непале... Все это приносит деньги, то есть обеспечивает, в конечном счете, потоки для тех или иных регионов.

Как показал опыт, в качестве такого ресурса (часто его называют "туристским") может выступать вообще любая особенность территориального строения данного региона.

Данное направление крайне слабо развито в России и других странах бывшего СССР.

Для управления этим специфическим ресурсом нужны специальные инфраструктуры

Еще одним примером специфического ресурса, имеющего значение только для человека, является время. Точнее - те исторические особенности в развитии самого Человека, которые связаны с его историей. Это "исторические руины", сохранившиеся развалины, отреставрированные "памятники старины", "места славы и памяти" (ратной, религиозной), и тому подобное.

Этот ресурс также связывают с "туристским", хотя он имеет ряд специфических черт.

Наконец, имеется еще один ресурс, который можно назвать "информационным". Например, к нему можно отнести специфику способа жизни людей на данной территории, или же обладание рядом специфических умений или навыков. Сюда же можно отнести музеи, - а сегодня часто и природные парки, резервации аборигенов (индейцев в США, австралийцев в Австралии), и т.п.

 

<< >> C

16.2. Деятельность Человека как экологический фактор. Экология как обратная связь между Человеком и Природой

 

Долгие тысячелетия Человек занимался только тем, что распространялся по всей планете.

Экспансия, интенсивное распространение, воспроизводство, "захватническое" мышление - все это за многие тысячелетия прочно вошло в культуру, прочно закрепилось в общественном сознании и в сознании каждого индивида.

Однако ХХ век привнес нечто совершенно новое. И причиной этому стало то, что Человек уже покрыл всю планету, Человек уже достиг каждой точки планеты. Человек начал обустраивать каждую точку планеты, приспосабливая ее к условиям своей жизни.

В начале ХХ века крупнейший русский мыслитель В.И. Вернадский впервые обратил внимание на то, что Человек стал - и при этом стал совершенно незаметно для себя! - крупнейшей геологической силой на планете. Он отчетливо видел необходимость вслед за этим изменить само мышление, саму культуру Человека, которые "не поспели" за изменившимися обстоятельствами.

Мышление и культура - это чрезвычайно медленные явления, характерные промежутки времени, определяющие становление нового их варианта и перехода к нему (с отмиранием старого) - все это требует многих поколений.

Но, как было ясно уже в начале ХХ века, и как убедительно показано в конце ХХ века, Человечество просто не имеет столько времени!

Возможность ядерной катастрофы (крупномасштабной войны и последующего оледенения), нарушение климата, изменения в озоновом слое, загрязнение окружающей среды (химическое, радиоактивное), и многое, многое другое - все это явления, которые могу за несколько лет привести к уничтожению Человека (либо на локальных территориях, либо даже на всей планете).

Мы не имеем возможности ожидать, пока новые мышление и культура установятся "естественным путем". Мы должны научно осмыслить процесс их становления, и разработать технологию становления этих нового мышления и культуры. Только в этом случае мы получаем шанс успеть...

·         Далее в этой главе будут описаны некоторые аспекты такого научного осмысления, которое приводит к появлению некоторых элементов нового мышления и новой культуры, которые связаны и обусловлены взаимодействием Человека и Природы. Часто это называют термином "устойчивое развитие".

Итак, Человек стал силой геологического порядка. Что это значит? С позиций описанного в нашем курсе подхода, это значит, что на планете появились новые потоки энергии и/или вещества.

Так ли это?

Да! Мы практически ежедневно встречаемся с такими потоками антропогенного происхождения как в обыденной жизни, так и через средства массовой информации.

Современное сельское хозяйство требует обязательного применения огромнейшего количества самых разных искусственных химических препаратов. Но ведь продукция сельского хозяйства - это первое звено в пищевой цепи человека.

Медицина: лекарства - это тоже потоки веществ (а также и энергии - УВЧ, УЗИ, рентген...), и притом потоки антропогенного происхождения.

Книги, автомобили, пластмассы, краски, электрический свет, излучение экрана телевизора...

Но и это еще не все: шум от разговоров людей, одеколон, духи, жвачка...

Где то "благословенное время", когда индивид оставался в природной среде? В той среде, к которой он биологически адаптирован!

Но ведь можно спрятаться! Можно ли спрятаться? Уже, к сожалению, ответ может быть только один: нет!

Антропогенные потоки незаметно для человека, да и незаметно для многих исследователей, вышли на уровень космического характера!

Мы уже упоминали об изменениях в озоновом слое. Но это далеко не все!

Запуск практически любого спутника нашей планеты приводит к тому, что в ионосфере происходит разовое выделение большого количества электрически заряженного вещества. Напомним: ионосфера как раз и представляет собой своего рода "фокусирующую систему", которая модифицирует космическую плазму (прежде всего солнечного ветра) и преобразует ее в специфические электромагнитные поля с характеристиками, присущими только нашей планете. Все живое "выросло" в такой "электромагнитной колыбели". И, как показывают эксперименты, эти, чрезвычайно малые по интенсивности электромагнитные поля оказывают влияние на уровне генома каждой клетки, модифицируя - изменяя - всю ее жизнедеятельность. И влияние оказывают как интенсивность потока, так и структура такого потока.

Запуск спутника изменяет и то, и другое. Появляется поток, обладающий характеристиками, которые можно назвать "природно-неспецифичными", к которым организм любого живого объекта не приспособлен. Но к которому он, этот организм, чрезвычайно чувствителен!

·         Другими словами, - появляется мощный фактор для запуска механизма генетической изменчивости всего живого на планете.

Где он ранее всего будет проявляться? В каких организмах? Проявляться - будет у всех. Но вот закрепляться, - то есть приводить к наследуемым изменениям - это будет прежде всего у микроорганизмов, цикл генерации нового поколения у которых составляет часто всего несколько часов. С этой точки зрения 1 "человеческий" год равен более чем 1 тысяче "поколений" у таких микроорганизмов. Для сравнения: 1 тысяча поколений для Человека - это около 20 тысяч лет: по порядку величины это сравнимо со всем временем существования Человека в его нынешней биологической форме (в форме кроманьонца).

Существуют и наземные технические средства, влияющие на состояние и процессы в ионосфере. Например, магнито-гидродинамические генераторы (МГД-генераторы), которые способны вырабатывать гигантской силы электрический ток. Они и сами по себе способны осуществить "пробой" до ионосферы, а с помощью "витка из провода" они генерируют чрезвычайно мощное магнитное поле, которое способно изменить движение заряженных частиц в ионосфере. Помимо явных военных применений (быстрая зарядка аккумуляторов ракет, вывод из строя компьютерной и полупроводниковой техники вследствие формирования электромагнитного импульса), МГД-генераторы могут применяться, например, для поиска полезных ископаемых.

Наконец, у нас есть телевидение, радиотелефоны, радиостанции, и прочие "излучатели" структурированного низко-интенсивного электромагнитного излучения.

Как показано в ряде экспериментов, "порог чувствительности" биологических объектов составляет около 10-12 Вт/м2. Это значит, что излучатель мощностью в 1 Вт оказывает выраженное биологическое (природно-неспецифическое!) действие на площади радиусом более 280 км (в предположении равнонаправленности излучения). Не ожидалось?

Фактически, мы все - начиная с середины ХХ века уже живем в чрезвычайно сильном по своему воздействию потоке энергии антропогенного происхождения.

И, что чрезвычайно важно:

·         Антропогенный поток энергии существенным образом модифицирует поток энергии космически-планетарного происхождения, в котором формировалась жизнь на Земле.

***

Рассмотрим причины, по которым могут быть важны низкочастотные и высокочастотные низкоинтенсивные характеристики потоков и энергии и/или вещества.

Для этого рассмотрим иерархическую систему, в которой выделим произвольный уровень.

С одной стороны, он формируется на потоках энергии, которые трансформированы более высоким уровнем. С другой стороны, он сам является фокусирующей системой для более низких иерархических уровней.

Характерные временные промежутки, связанные с данным уровнем, определяется и задаются явлениями, которые характеризуют данный уровень. Для природных систем, например, в это время задается характерными "временами колебаний" или "периодом вращения" среды как целого, - той среды, которая и составляет этот уровень. Для живых организмов в качестве таких промежутков можно взять характерное время роста. Аналогичные величины могут быть введены и для социально-экономических систем.

Таким образом, влияние более высокого иерархического уровня сказывается как сверхнизкочастотное структурированное воздействие, то есть такое воздействие, параметры которого изменяются на временных промежутках, длительность которых много более, чем характерные временные промежутки для рассматриваемого нами уровня.

Таким образом, более высокий уровень "разговаривает" на языке структурированного сверхнизкочастотного (и, добавим, сверхнизкоинтенсивного) воздействия. Интересно, что, с этой точки зрения, это воздействие является "ненаправленным", точнее - нелокализованным.

Совершенно аналогично, более низкий уровень может "общаться" с "нашим" уровнем только на языке сверхвысокочастотного воздействия. И притом - высоконаправленного и локализованного.

Такая точка зрения позволяет получить ряд количественных предсказаний и количественных описаний целого ряда самых разных явлений в иерархических системах разного происхождения. И прежде всего, конечно, в экологических системах.

Описанный выше подход оказывается мощным средством для построения предсказательных моделей в области экспериментальной, потому что является своего рода "способом отбраковки" возможных сценариев развития событий в иерархических системах.

***

Итак, Человек активно преобразует природу. Но и природа оказывает на Человека обратное воздействие. Таким образом, получается наличие определенного канала самоорганизации, когда Природа и Человек объединяются в некое единое целое.

На протяжении многих тысячелетий Человек всегда противопоставлял себя природе. Природа всегда выступала по отношению к нему как нечто внешнее, часто - враждебное: Человек все эти тысячелетия занимался тем, что осваивал все новые и новые местности, все новые уголки планеты.

Результат этого противопоставления нашел отражение также в "общефилософском" взгляде на самого Человека - в противопоставлении "субъект - объект". При этом в качестве объекта выступала Природа, природные объект - а, фактически, все то, что "не есть Человек". Субъект - это конечно, сам Человек. Такое деление получило яркое выражение в разделении наук на "естественные" ("природные" - буквальный перевод с английского) и на науки "гуманитарные".

Таким образом, на уровне мировоззрения произошел "разрыв" между Человеком и Природой. Но это значит, что на уровне восприятия мира в общественном сознании закреплено устойчивое отрицание явлений самоорганизации между Природой и Человеком. Находит это выражение в тезисах о "преобразовании" природы, "овладении" природой, о "возврате к первоначальной чистоте", и т.п.

Другими словами, Человек рассматривает Природу как нечто "неизменное", как нечто такое, что должно быть сохранено в инвариантном виде. Природа во все времена существования человека рассматривалась им в виде НЕИЗМЕННОГО ИНТЕРЬЕРА, в который погружено Человечество и на фоне которого, собственно, и разворачивалась его история.

Однако, как мы видели, мы уже приступили к изменению Природы, и притом изменению на качественном уровне.

Непонимание такого обстоятельства на уровне постановок задач, на уровне принятия решений и на уровне разработки и осуществления сценариев развития приводит к тому, что "Экологические проблемы" стремительно нарастают. Более того: постепенно в разряд таких "проблем" постепенно попадают все большее количество целых отраслей хозяйствования - и притом ключевых для самой возможности существования Цивилизации в ее современном состоянии проблем!

Фактически, если суммировать сегодня все, о чем говорят экологи и природоохранные группы, о чем говорят журналисты и политики, экономисты и мыслители, то в результате придем к выводу, что

·         Сегодня практически все стороны функционирования Цивилизации и Человечества являют собой "Экологическую угрозу".

Такой вывод нас вряд ли может удовлетворить. Не удовлетворяет он и самих экологов. Если ранее, в самом начале экологического движения, они выделяли всего несколько сторон деятельности Человека, и свою задачу видели в том, чтобы ограничить деятельность в этих нескольких направлениях, то теперь им, если быть последовательными, приходится говорить о том, чтобы свернуть всю деятельность человека вообще!

·         По сути своей, "последовательные до конца" экологи сегодня могут призывать лишь к тому, чтобы Человек перестал отличаться от животного - только тогда он не будет "вредно" влиять на окружающую среду!

Итак, сегодня налицо кризис как в понимании роли и места Человека на планете, так и в способах осуществления его деятельности-функционирования на Земле.

***

 

<< >> C

16.3. Соответствие между "законами Человека" и "законами Природы". Вызов Человечеству: проблема управления всей планетой. Экологическое мышление

 

В каком же направлении искать нам решение этой задачи?

И как, собственно, описать подходы к ее решению?

Как мы помним, Человек и Природа самоорганизуются, то есть образуют единый объект. Поэтому прежде всего мы должны описать как Природу, так и Человека в рамках единого  языка, единого подхода.

Мы должны выработать некий формализм, научный язык, который окажется пригодным для описания ОБОИХ планов - человеческого и природного. Решение этой проблемы - это дело будущего. Но уже сейчас можно указать некие характерные черты, некие характерные условия, которым должен удовлетворять такой язык.

В начале нашего курса мы обратили внимание, что Природа может быть описана как упорядоченная совокупность неких объектов и структур - то есть как совокупность Иерархических Самоорганизованных Систем (ИСС), состоящих из Когерентных Структур (КС). Эта идеология оказалась достаточно мощным средством описания, дающим количественные предсказания и позволяя делать количественный прогноз.

Можно ли аналогичным образом описать также и Человека?

Остановимся на этом более подробно.

Сделаем попытку описать те характерные особенности, которые - в рамках развитого нами подхода к описанию информационных процессов в природе и в обществе - которые должны быть присущи теории, которая направлена на изучение человека как индивида, функционирующего в рамках современного общества.

Ограничимся описанием деятельности человека. Это позволит избежать рассмотрения внутреннего мира человека, - и, вместе с этим, избежать введения понятий, которые каждым человеком воспринимаются неодинаково.

Деятельность человека происходит в интерьерах - своего рода "обобщенных рабочих местах". Таким образом, для решения поставленной задачи необходимо вначале описать - в самой общей форме - те характерные условия, в которых происходит такая деятельность.

Интерьер определяется социальным окружением индивида. В современном обществе - это иерархические системы: уже само разделение на программирующую к деятельности социальную функцию и "исполнительную" социальную функцию требует этого.

Интерьер определяется природными условиями, в которых действует индивид. Это - иерархические природные системы.

Наконец, интерьер определяется фрагментом знания, который "помещен" в индивида. В современном обществе - это иерархическое соотнесение уровней "символ - знак ("маркер")".

Таким образом, обобщенное "рабочее место" индивида - это иерархическая система. Точнее - некоторый ее уровень. Подчеркнем, что мы должны описать интерьер самым общим образом, так как для индивида в современном обществе характерна смена, совмещение профессий.

Итак, чтобы описать интерьер, в котором происходит деятельность человека, мы должны описать неким универсальным образом один (и одновременно - каждый) иерархический уровень в иерархической системе.

Предположим, что мы это сделали

Далее мы должны описать способ управления, которое индивид осуществляет в таком интерьере. Описание это должно быть осуществлено в терминах, в которых этот интерьер был описан.

Но как описать управление в условиях, когда существует субъект-объектное разделение? При этом не нужно забывать, что "внутренние" свойства индивида нами игнорируются по самой постановке задачи. Современная наука для этого предлагает метод "черного ящика": есть "вход", которым он "программируется", и есть "выход", - то есть проявления активности.

И опять: как вход, так и выход нашего черного ящика должны быть описаны теми же самым терминами, которые мы ввели для описания интерьера.

Таким образом, мы приходим к описанию деятельности человека в рамках современного общества в терминах способов управления, каждый из которых задается описание "входа" и "выхода" черного ящика = обобщенной модели индивида.

Дальнейшее построение теории практически очевидно - соответствующая методология хорошо разработана в современной науке.

Строится методика (класс методик) для сопоставления реальному человеку некоего "идеального" объекта - абстрактного (научного) термина. Эти методики позволяют "увидеть" в конкретном индивиде те черты, которые описываются нужными нар терминами.

Делается анализ конкретной ситуации, выводится прогноз относительно того, каким именно образом будет описываться деятельность конкретного индивида в определенных условиях.

Осуществляется проверка предсказаний в экспериментах, - то есть проводится верификация модели.

***

Ниже будет кратко описан вариант осуществления такого описания человека.

Итак, начинаем с описания произвольной иерархической системы, - справедливого независимо от ее природы и происхождения (сосредоточимся. Однако более на описании социальных ИСС).

В самом общем случае произвольный уровень в иерархической системе можно писать с помощью следующих характеристик:

1.       этот уровень состоит из неких объектов, “одинаковых” в том или ином смысле;

2.       между такими “одинаковыми” объектами существует некоего рода “взаимодействие” (в общем случае - как “притяжение”, так и “отталкивание”), вследствие чего эти объекты и можно объединить в некое общее целое - в единый иерархический уровень;

3.       весь в целом иерархический уровень рассматривается также, в свою очередь, как некое целое, отделенное, отграниченное от всего остального окружающего этот уровень мира некоей границей;

4.       наконец, весь иерархический уровень в целом имеет некое строение, обладает некоей внутренней структурой, образованной вследствие “взаимодействия” из “объектов”, этот уровень составляющих.

Мы вовсе не требуем, чтобы единичные объекты, составляющие данный иерархический уровень, были бы полностью одинаковыми. Мы только требуем, чтобы они в рамках тех задач, которые нас интересуют, были "одинаковыми". Например, когда мы описываем структуру фирмы, для нас часто безразличен пол работников. Конечно, для других задач - например, статистических - эта характеристика сотрудника может быть важной. Или же в случае, когда мы готовим перечень функциональных обязанностей сотрудников - тогда мы формируем только некий перечень требований к ним: перечень достаточно общий, чтобы у нас могло быть несколько кандидатов и чтобы мы имели возможность выбора.

Именно в таком же смысле мы понимаем и "взаимодействие между объектами", "границу" и "структуру" уровня.

В частности, только "нашим" взаимодействие между объектами может не ограничиваться. Например, функциональные обязанности сотрудников фирмы (сотрудников данного уровня компетенции) на начальном этапе ее возникновения не учитывают так называемых "неформальных" отношений в коллективе. Но по истечении определенного срока работы - они обязательно устанавливаются. Тогда же и задача по управлению таким коллективом должна подвергаться пересмотру и модификации. Но это будет уже другая задача.

Наконец, важно отметить, что в структуру уровня входят далеко не все объекты. Для сферы менеджмента это практически очевидно: например, секретарь-референт шефа занимает, как правило, место в структуре фирмы, тогда как секретарь 5-го заместителя - нет.

Описали ли мы уже все то, что нам необходимо, чтобы данный иерархический уровень "заработал"?

Вероятно, еще нет. Вот когда мы для каждого из перечисленных выше классов данных опишем 1) как эти объекта и свойства рассматриваемой системы изменяются и 2) как они, тем не менее, сохраняют некое "неизменное" состояние - вот тогда только мы сможем описать рассматриваемый нами уровень в его "работе".

Первое называется термином "процесс" - добавляя, в чем именно он происходит. Например - "процесс (процессы) в отдельный единичных объектах, составляющих рассматриваемый иерархический уровень.

Второе мы называем "состоянием". Например - "состояние взаимодействия между отдельными единицами данного уровня".

Итак, способ для описания интерьеров нами предложен.

Теперь перейдем к построения модели для управления. Для этого опишем объект - "черный ящик", который обладает следующими свойствами:

·         каждый "черный ящик" воспринимает лишь одну компоненту информации, а деятельность (творчество) каждого такого объекта заключается в преобразовании данного иерархического уровня лишь по одной компоненте информации;

·         у каждого "черного ящика" одна из компонент описывает процесс, другая - состояние.

·         у каждого "черного ящика" одна из компонент соответствует компоненте информации, характеризующей весь данный иерархический уровень как целое, а другая - характеризующей конкретные “объекты” (“функциональные единицы”), из которых построен данный иерархический уровень.

Будем называть такой объект "двухкомпонентным абстрактным информационным автоматом", или, сокращенно, 2АИА. Фактически, мы ввели классификацию способов (режимов, путей, алгоритмов, и т.п.) для управления в интерьерах. Всего таких способов есть 16.

Такое определение дано уже с учетом требования оптимальности коллективного (совместного) управления наших объектов - "черных ящиков".

Вообще говоря, моделей для описания индивидуальной деятельности в интерьерах можно построить достаточно большое количество. Но требованию оптимальности коллективной деятельности - коллективного управления - удовлетворяет только приведенное выше определение.

К тому же, это минимальный из возможных класс таких объектов, каждый из которых реализует один тип управления.

Таким образом, мы ввели некий идеализированный объект, который действует - осуществляет управление - в идеализированном интерьере.

Для построения методики для отнесения реального индивида к нашему идеализированному объекту необходимы определенные допущения. В частности - такие:

1.       индивид осуществляет управление, 

2.       индивид в качестве объекта строения иерархического уровня - то есть в качестве  КС - рассматривает вообще ЛЮБОЙ объект (оптимально ли при этом управление - это уже другой вопрос),

3.       индивид ВСЕГДА реализует лишь один тип управления,

4.       на всех уровнях управления - то есть при управлении любыми системами - индивид реализует тот же самый тип управления.

Эти допущения могут быть достаточно строго обоснованы теоретически. Однако главное в том, что они могут быть также проверены экспериментально. Например, - в процессе определения типа человека (то есть в ходе "типирования" человека).

Мы не будем останавливаться на подробном описании теории 2АИА. Это тема отдельного курса.

Для нас главное выделить классы задач, которые могут быть решены в рамках такого описания.

Прежде всего - это прогноз деятельности (управленческой деятельности, специфики принятия решений и т.п.) для индивида в реальном интерьере. При этом и интерьер, и сам индивид описываются в рамках одной и той же системы понятий - терминов.

Теорией 2АИА описываются механизмы коллективной деятельности индивидов в интерьерах.

Описываются также механизмы самоорганизации индивидов в иерархические структуры с целью совместной деятельности.

Таким образом,

·         впервые появляется возможность перехода от знания о человеке к формированию технологий для построения оптимальной деятельности индивидов. При этом само понятие "оптимальность" приобретает однозначность и экспериментальное измерение.

Возможным это стало по той причине, что в рамках теории 2АИА впервые удалось преодолеть субъект-объектное отождествление, которое ранее имело место в науках гуманитарного направления.

Таким образом, теория 2АИА в методологическом смысле удовлетворяет тем требованиям, которые выполнялись ранее только в науках естественных. В частности, выполняется принцип Лейбница "здесь и сейчас равно всюду и всегда", и требование "экспериментальности", понимаемое как возможность прогноза, независимого от личности исследователя.

Чрезвычайно интересно, что, как и в научных дисциплинах естественного профиля, для получения прогноза требуется только "перевести ситуацию на язык терминов". Сам же прогноз - естественно, в терминах теории - получается "автоматически", "стандартным образом", как решение стандартных "типовых задач".

Нужно подчеркнуть, что "перевод", "прочтение" реальной ситуации в терминах теории 2АИА требует таких же навыков, как и решение реальных задач в, например, физике или химии.

Таким образом, теория 2АИА выступает как вариант требуемого нами формализма, который описывает инвариантную часть для взаимодействия "Природа - Человек".

***

Итак, мы построили систему терминов, которая одинаково пригодна для описания как Человека, так и Природы, как социальных, так и природных систем.

Это позволяет изучать явления, в которых одновременно участвуют и люди, и окружающая их среда. Некоторые явления оказывается возможным описать одними и теми же формально-математическими моделями, что позволяет согласовывать и синхронизировать природные и социальные явления. Например, получены формулы для расчета характерных времен для самоорганизации иерархических систем, которые одинаково пригодны как для социальных систем, так и для живых организмов[5].

Таким образом, понятийный аппарат ИСС и КС выступает как вариант формализма, с помощью которого удается описать соответствие между законами Природы и законами, которым подчиняется поведение Человека.

Мы ввели в рассмотрение явление самоорганизации - подстройки, согласования, совместного развития - общества и природы. Это позволяет перейти к постановке новых  вопросов, к постановке новых проблем. Но не только: эта парадигма дает возможность также разработать новые экспериментальные средства для решения этих вопросов.

Теперь мы вступаем на новый уровень понимания, тот, на котором исчезает противопоставление "Человек-Природа", а изучается новый объект, который являет собой "объединение" обоих составляющих. И корректные постановки вопросов должны относиться именно к этому "объединенному" объекту - социально-природной системе.

И, в конечном счете, - к тому образованию, которое В.И. Вернадский назвал Ноосферой. Собственно, только на этом этапе мы и можем корректно определить сам этот термин.

Мы должны быть готовы к тому, что многие вопросы, которые мы считали чрезвычайно важными, на этом этапе могут оказаться не просто некорректными, но и вообще неправильными.

Развитие науки в ХХ веке дало нам много примеров таких вопросов.

Всего несколько примеров.

Со времен Ньютона шел спор между учеными о том, является ли свет "волной" или "частицей". В самом начале ХХ века корректный ответ был дан в рамках квантовой механики: "свет есть квант". Причем термин "квант" был определен только вербально, логически, на основании логических рассуждений. Если ранее, оперируя терминами (понятиями) "волна" и "частица", мы всегда могли указать на реально протекающее явление, которое доступно и понятно каждому из нас, то для термина "квант" мы этого сделать уже не можем! Квант - это термин, не имеющий аналога в нашей обыденной жизни!

Несколько раньше - то же самое произошло с понятием "электромагнитное поле".

Казалось, что это далекие от обычного человека вопросы? Однако они затрагивали картину мира, и привели, в результате, к кардинальному , скачку, резкому изменению представлений о Мире, которым обладал Человек. Прежнее, "детски-наглядное" представление о Мире - метафизическое мировоззрение - оказалось чрезвычайно быстро заменено на новое, научное мировоззрение. В результате мы получили гигантский технологический рывок.

Что и привело, в результате, к обострению всего комплекса проблем, связанного со взаимоотношениями "человек - окружающая среда".

Замечу, что в рамках естественных наук оказался, таким образом, накоплен огромный опыт по революционному, то есть производимому в самые краткие сроки, изменению такой мощной социальной характеристики, как мировоззрение! Мы еще вернемся к этому позже, - но уже здесь нужно отметить, что это обстоятельство вселяет надежду, что "экологический" блок вопросов, по сути своей связанный с самой возможностью существования Человека Разумного на планете, может быть успешно решен. Для этого мы должны воспользоваться тем социальным опытом, который накоплен в области естественных наук в течении ХХ века. Воспользоваться теми социальными структурами, которые сформировались в области естественных наук.

Сегодня Цивилизацией осознан целый комплекс "экологических тупиков", с которыми столкнулось Человечество.

Всего несколько примеров.

Результаты анализа показывают, что Планета не в состоянии выдержать, если хотя бы для половины существующего населения реализовать "американскую мечту". Проще говоря - каждой семье по автомобилю, квартире и образу жизни, характерному для развитых индустриальных государств. "Куда же развиваться" тем государствам, которые "не успели" стать "развитыми"? Вопрос для России, как и для многих стран бывшего СССР, чрезвычайно важный, и затрагивающий каждого из нас.

А по сути своей - это пример некорректно поставленного вопроса. Некорректность прежде всего в том, что положение в развитом государстве принимается "за эталон". О том, что это далеко не так, свидетельствует высокий уровень недовольства жизнью как раз в развитых странах. О некорректности этого вопроса свидетельствует то, что "экологическое благополучие" в этих странах основано на том, что все "экологически грядные" технологии перенесены в "неблагополучные" страны. "Мусор" так и стался на планете, - его просто "вымели" из одной комнаты-страны в другую. Вопрос отложен - но не решен!

Структура общества, сложившаяся в развитых индустриальных странах - это "общество потребления". Потребление ставится во главу угла, ставится как Цель. Собственно, это и нашло отражение в уже в формулировке "американской мечты", - перечислено все то, что человек хотел бы потреблять. И опять-таки: достигнуто ли счастье? Психологи и социологи убедительно докажут, опираясь на результаты опросов, что нет. Более того: жить в таких странах становится все тяжелее и опаснее... Впрочем, нам достаточно посмотреть иностранные кинофильмы, которые транслируются по нашему телевидению - прежде всего продукцию Голливуда: резкое упрощение сюжета, "экшенз" сводится преимущественно к жестокости и насилию, и причем чем новее фильм, тем эта жестокость становится все более немотивированной.

***

Что же нового мы выносим из нашего рассмотрения?

Прежде всего то, что Человек должен управлять. Человек есть информационный объект, потребляющий и производящий информацию. Причем далеко не все, с чем имеет дело Человек, может быть отнесено к информации. Человек всюду ищет ИСС и КС - ищет даже там, где их нет! Например - в искусственно созданных им технических объектах, в искусственных, созданных путем насилия НЕсамоорганизованных социальных структурах. Управление при этом получается НЕ-оптимальным, - и Человек удивляется, по чему результата не достигнуто...

Перед нами сейчас стоит все более осознаваемая проблема. Фактически, это вызов Человечеству: оптимизировать управление Планетой.

Проявляется этот вызов в самых разных областях, и проявляется он по-разному.

Примеры.

·         Каковы оптимальные механизмы для целенаправленного структурирования обществ? Какие методы и технологии для этого должны быть использованы? Распад СССР чрезвычайно обострил этот комплекс проблем: это впервые в новейшей истории Человечества страны, обладающие чрезвычайно высоким научным и технологическим потенциалом стремительно скатываются к голоду и разрухе. Движение это - против направления развития Цивилизации. Как его остановить? Как при этом избежать военных действий?

·         "Куда и как именно" двигаться развитым индустриальным обществам? Раньше было понятно: холодная война и идеологическое противостояние давало "вектор развития", сплачивая тем самым развитые индустриальные общества. А сейчас? Частично утерян смысл "напряжения всех сил", резко упал вектор контроля за обществом и экономикой со стороны государства. "Хорошо" это или "плохо"?...

·         Человечество привыкло решать глобальные проблемы путем исторического сжатия, то есть по методу "учиться на собственных" ошибках. Но нарастание - причем возрастающее в геометрической прогрессии! - экологических проблем требует перехода к теоретическому сжатию информации и знаний в области знаний об обществе. сегодня экологические катаклизмы - это всегда и социальные катаклизмы. И времени на "медленный, эволюционный" путь уже практически не остается. Да и сопровождаться будет этот "эволюционный" путь столь многими человеческими жертвами, что уже только по этой причине он будет неприемлемым.

***

Подведем итог:

·         Экологическое мышление выступает сегодня как система знаний, как научная парадигма, как система Мировоззрения, описывающая весь комплекс явлений, связанных с самоорганизацией Человека и Природы в некий новый, единый объект. В этом смысле термины "экологическое мышление", "глобализация" и "ноосфера" можно полагать практически совпадающими (но все же, конечно, отражающими разные стороны одного и того же явления!).

 

<< >> C

16.4. Описание общего подхода к решению проблемы взаимодействия Природы и Человека. Роль науки и технологий. Человек как объект, реализующий управление планетой. Теория 2АИА как описание такого управления

 

Сейчас мы кратко опишем, как же производить анализ ситуации, когда необходимо одновременно учесть и специфику Человеческую, и специфику Природную. Это изложение не претендует на полноту и исчерпываемость, - однако оно задает основные направления анализа.

Итак, какой же объект мы будем рассматривать? Как описать его? Этот объект можно определить как некую территорию (территориальное образование), которая обладает целым рядом самых разных природных характеристик и на которой живут и активно действуют люди. Это может быть отдельный город, регион, республика или даже государство (как самый большой объект - вся планета).

Прежде всего, мы должны описать потоки энергии и/или вещества, которые имеют место на данной территории и пересекают ее границу. Это могут грузовые потоки, потоки полезных ископаемых, разрабатываемых на данной территории, транзитные потоки. Это может быть даже количество солнечных и теплых дней - для сельского хозяйства это имеет принципиальное значение. Наконец, это еще и миграционные потоки.

Такое изучение даст нам возможность ответить на следующий цикл вопросов. Хватит ли тех ресурсов, которые остаются на данной территории для того, чтобы на ней смогли существовать заданное количество людей данного демографического состава, и притом при заданном уровне жизни. Какая номенклатура веществ и энергии остается на территории - то есть что именно может загрязнять данную территорию. И более сложный вопрос: будет ли изменяться природный, животный и растительный мир данной территории, и если будет, то как, какие временные параметры, и т.п. Наконец, каким образом эти потоки сказываются - прямо или опосредствованно - на здоровье существующего населения.

Следующий этап - рассмотрение ресурсов, которыми обладает данная территория. Это и природные ресурсы, и специфика ландшафта, и особенности растительного и/или животного мира, и исторические или климатические особенности, и образовательный уровень (образовательная мобильность) населения, и его демографический состав, и многое другое.

Специально нужно рассмотреть потоки информации, имеющие место на данной территории. Это прежде всего образование и наука, наличие систем связи и удобство их использования, возможность быстрого освоения новых знаний (пере-учивание, до-учивание), наличие структур для производства новых знаний и обучения им. Это и наличие развитой системы дорог, линий связи, телекоммуникаций. Это также наличие структур, благодаря которым информация может быть изменена и доведена до уровня, нужного потребителям как внутри так и за пределами данной территории. Последнее позволяет говорить о "торговле пирамидами управления", - собственно, во многом этим занимаются в развитых странах мира: сегодня они все более превращаются в своего рода "мозг" мировой экономики.

Получив ответ на эти вопросы, мы сможет перейти к следующему этапу - построению прогноза. Главным теперь будет поиск ответа на такие вопросы:

·         Существует ли соответствие между потоками и структурами, которые существуют на данной территории?

·         Какими должны быть потоки (и какие именно), чтобы на данной территории смогли существовать (функционировать) нужные обществу структуры

Только при такой постановке вопросов организация социальной жизни имеет шанс не противоречить законам, которые имеют место для Природы и для Человека.

Конечно, мы можем строить любые типы организации общественной жизни, - но если они противоречат законам развития, они будут распадаться. Они смогут, конечно, просуществовать некоторое время, - но за это придется, как свидетельствует история, заплатить часто непомерную социальную цену.

Как быть, если необходимо перестроить, изменить или построить новую организацию социальной жизни? Например, построить новые социальные структуры, новые социальные связи, и т.п.?

Прежде всего напомним, что такое "строительство" может идти только по механизму самоорганизации.

Можно ли управлять процессом самоорганизации?

Да! Управление в этом случае есть создание условий, оптимальных для самоорганизации нужных структур. И - не мешать самоорганизации! Управлять самоорганизаций - это и есть создать нужные для нее условия: все остальное "она сделает сама"!

При таком подходе к анализу и прогнозу мы можем выявить несоответствие "потоки - структуры", а также определить те характеристики потоков, которые необходимы, чтобы нужные нам структуры смогли самоорганизоваться.

Напомним, что структуры самоорганизуются - "живут" на фоне определенных потоков. В общем случае это потоки не только энергии и/или вещества, но также и потоки информации, людей (миграция), финансов и т.п. - то есть потоки связанные также и с человеческой компонентой нашей системы, рассматриваемого нами объекта.

Эти потоки могут быть изменены с помощью технологических приемов, решений, и т.п.. Технологии сегодня позволяют изменять потоки, включая и потоки информации, людей и финансов. Технологии позволяю управлять потоками - следовательно, тем самым, они способны увеличивать границы стабильности наших систем и объектов

***

Теперь мы можем сформулировать основные выводы из проведенного рассмотрения. 

·         Природа и Человек живут по единым законам. Собственно, именно вследствие этого обстоятельства и стало возможным самоорганизация Природы (живой и неживой) и Человека в единый объект - Ноосферу. А процесс соответствия, согласования социальной жизни Человека с законами Природы носит название "устойчивого развития". Тот же факт, что такое объединение Природы и Человека происходит в рамках всей планеты - носит названием "глобализации".

·         Стабильными могут быть только те системы (включая организацию социальной жизни), которые соответствуют потокам (энергии, вещества, информации, людей, финансов, и т.п.) на данной территории.

·         Управление социально-природными объектами требует контроля за глобальными потоками (энергии, вещества, информации, людей, финансов, и т.п.) на данной территории.

·         В качестве варианта универсального "языка" способного описать основные черты социально-природных систем может выступать теория 2АИА - двухкомпонентных абстрактных информационных автоматов.

Собственно, это и есть то главное, тот смысл, который вытекает из проведенного в настоящей главе рассмотрения.

 



[1] Shiyan A.A. Method for  Determination of the Functional State of Cells: Lymphocytes // Biophysics. - 1999. - V.44. No.6. - P.1027-1031.

[2] Шиян А.А. Вывод соотношения между массой и продолжительностью жизни живых организмов // Докл. НАН Украины. - 1997. - №1. - С.183-185.

[3] Shiyan A.A. The Mass distribution of Biological Systems as a Characteristic of Their Interaction with the Surrounding Medium // Biophysics. - 1997. - V.42. - P.1173-1178.

[4] Shiyan A.A. Mechanism of the Influence of the Structure of an External Low-Intensity Agent on Biological Systems // Biophysics. - 1996. V.41. - P.773-774.

[5] Всего несколько статей: а) Шиян А.А. К вопросу о разработке новых критериев для управления иерархическими социально - экономическими системами // Проблемы управления и информатики. - 1996. - №5. - С.134-144, б) Shiyan A.A. The Mass distribution of Biological Systems as a Characteristic of Their Interaction with the Surrounding Medium // Biophysics. - 1997. - V.42. - P.1173-1178, и в) Shiyan A.A. Method for  Determination of the Functional State of Cells: Lymphocytes // Biophysics. - 1999. - V.44. No.6. - P.1027-1031.

<< >> C
Реклама:
Hosted by uCoz
<