<< >> C

3.3. Самоорганизация типов личности для реализации оптимального управления

 

В этом параграфе будет описана реализация механизма самоорганизации типов 2АИА и способ их совместного участия в управлении данным иерархическим уровнем.

Прежде всего, зададим вопрос: а почему вообще возникает необходимость в управлении при функционировании данного иерархического уровня?

Ответ на этот вопрос практически очевиден: вследствие того, что природные и социальные структуры представляют собой открытые системы, которые постоянно обмениваются с окружением потоками - потоками энергии и вещества (природные системы), а для социальных систем сюда еще необходимо прибавить также и потоки информации (и - финансов (денег), которые в этой информации заключены).

·         Не уменьшая общности, рассмотрим случай, когда данный иерархический уровень образован только из КС нижележащего уровня иерархии.

Изменения (флуктуации) во внешних потоках, падающих на данный иерархический уровень, в общем случае влияют как на КС, так и на взаимоотношения между ними, а также могут нарушить как топологическое строение уровня, так и строение его мембраны. Роль же типов 2АИА при этом будет состоять в том, чтобы обеспечить "гомеостаз" - то есть сохранить неизменными характеристики ("жизненно важные" характеристики!) этого иерархического уровня. Иными словами, тип 2АИА стабилизируют данный иерархический уровень - несмотря на наличие флуктуаций, несмотря на наличие изменчивости внешней по отношению к рассматриваемому иерархическому уровню среды.

Так каким же образом может быть осуществлено такое управление, обеспечивающее постоянство - гомеостаз - рассматриваемой нами системы - одного иерархического уровня?

В общем случае наш иерархический уровень представляет собой динамическую систему из постоянно распадающихся и вновь формирующихся КС, взаимодействующих между собой. Граница уровня представляет собой полупроницаемую мембрану, сформированную также из КС, обладающих аналогичными свойствами.

А теперь - пусть внешние условия претерпели изменения следующим образом: рассмотрим случай, когда вследствие этого начнут изменяться КС, из которых построен этот уровень. Одновременно при этом начнут изменяться как топологическое строение уровня, так и состояние мембраны (то есть начнут происходить процессы перестройки топологии и/или мембраны). Вначале это будет проявляться лишь в изменениях параметров, характеризующих весь уровень как целое[1] (напомним, что даже в "стационарном" состоянии КС постоянно распадаются и образуются снова, и взаимоотношения между ними постоянно варьируются).

Итак, в рассмотренной ситуации первыми[2] могут "заметить непорядок" - иррациональные типы, как экстраверты (состояние начало изменяться!), так и интроверты (процесс пошел!).

А дальше возможно несколько случаев.

·         Первый: наиболее простой.

Пусть тип 2АИА с компонентами <Ир½Ра> (Ир и Ра - соответственно иррациональная и рациональная компоненты информации) заметил "опасное" изменение некоторых характеристик всего уровня как целого. Для устранения его он творит по свое творческой - рациональной - компоненте, то есть изменяет компоненты информации, которые описывают либо конкретные КС, либо взаимодействия между ними.

Но так как сам иррациональный тип 2АИА "устранить" опасность на всем иерархическом уровне не способен, то сделать это должен попытаться рациональный тип 2АИА. А именно такой тип <Ра½Ир>, у которого программная функция такая же, как у иррационального, а творческая - соответствует программной иррационального (такие типы называются "зеркальными" - см. следующий параграф).

Проиллюстрируем сказанное примером.

Пример 1. Пусть иррациональный тип <С-Мемб½П-Отн> (СЭЭ) "заметил" опасную тенденцию в изменении состояния мембраны под влиянием внешних условий. Для "устранения" такой опасности он начинает изменять процесс взаимодействия между КС, данный уровень составляющих (в первую очередь тех, которые составляют собственно мембрану). Рациональный же тип <П-Отн½С-Мемб> (ЭСИ), "заметив" соответствующие, уже измененные отношения между КС, "берет" их и пытается творить состояние мембраны (в первую очередь - сохранить уже имеющееся).

Схематически это можно представить так:

Для малых изменений (флуктуаций) окружающей среды такого "кольца управления" может оказаться вполне достаточно. Отметим, что при этом продолжительность контакта этих типов должна быть сравнительно малой - достаточной, чтобы всего лишь "передать информацию" как эстафетную палочку: в более продолжительном контакте необходимости просто нет[3].

Но для противодействия более значительному уровню изменчивости внешних условий такой "сравнительно легкой" коррекции может оказаться недостаточно.

Так что же делать, когда такого управления оказывается недостаточно, чтобы устранить "опасное" внешнее воздействие?

·         Переходим ко второму случаю.

Когда у рационального типа - "зеркального" нашему иррациональному - ничего не получается, в дело вступает еще один (уже другой!) рациональный тип: тот у которого программная функция совпадает с творческой нашего иррационального типа.

Иными словами, от нашего иррационального типа, первым "заметившим опасность", начинает самоорганизовываться соответствующее кольцо индивидуального самопрограммирования.

Рассмотрим в качестве примера, как функционирует такое кольцо самопрограммирования:

Пример 2. Итак, начнем опять с типа <С-Мемб½П-Отн> (СЭЭ): пусть первым именно он заметил изменение в иерархическом уровне - и интерпретировал его как изменение состояния мембраны. Как уже говорилось выше, он творит процесс изменения отношений между КС внутри данного иерархического уровня. Такое изменение отношений воспринимает <П-Отн½С-Топ> (ЭИИ), и пытается применить эти измененные отношения между КС - ... для сохранения состояния (или же - для постройки нового) топологической структуры всего иерархического уровня как целого. Иными словами, <П-Отн½С-Топ> (ЭИИ) творит по компоненте информации, описывающей состояние топологии всего уровня. Результаты такой деятельности, такого "беспокойства" этого типа (попытки либо сохранения топологии неизменной, либо ее перевода в новое состояние), направленной на "спасение опасной ситуации", а также и существующие независимо от рассмотренного изменения топологии уровня (если они есть) воспринимает <С-Топ½П-КС> (ИЛЭ) и начинает творить процессы в соответствующих КС, подготавливая их тем самым к сохранению состояния топологии неизменным (либо к созданию новой топологии). Результаты такой деятельности воспринимает <П-КС½С-Мемб> (ЛСИ) - и начинает с помощью процессов, происходящих в соответствующих КС, предпринимать шаги к сохранению состояния мембраны неизменным (или - к переводу мембраны в иное состояние). Кольцо индивидуального самопрограммирования замкнулось!

 

***

Задание 3.3.1. Выпишите типы личности из Вашего кольца индивидуального самопрограммирования. Составьте их краткие функциональные характеристики - оставляя только те маркеры, которые важны для Вашего бизнеса.

(Теперь Вы будете иметь представление о том, как каждый из таких типов личности воспринимает совместную деятельность. А также - в чем их сильные и слабые стороны. Наконец - вот Вам и группа, в которой вы можете искать решение возникших в ходе Вашей деятельности проблем!

А есть ли в Вашей фирме люди с такими типами личности - да еще чтобы они были сотрудниками Вашего уровня компетенции?!)

***

 

Все это очень напоминает детскую игру в "испорченный телефон"! Один тип готовит "орудия" - КС или их взаимоотношения - к использованию в одном направлении, - а другой тип немедленно же начинает использовать эти "орудия" для ... другого направления деятельности. На первый взгляд, здесь не получается не только оптимального управления, - но даже и управления вообще.

Это верно! Одиночные, недуализированные кольца самопрограммирования не срабатывают в том виде, как этого хочет любой из типов!

Но не надо при этом забывать, что и каждый из типов также "не видит" всей полноты информации, и поэтому адекватно Реальности "сформировать задачу" для другого типа он просто не способен! Именно поэтому описанный в настоящем параграфе "перебор"  возможных каналов управления - оптимален, причем как раз в социальном смысле!

·       Ну а теперь посмотрим, что же происходит для кольца дуального самопрограммирования - это и будет третий случай. (Действительно: ведь каждый тип стремится к дуализации, и, если он имеет дуала, все свои режимы управления он обязательно разрабатывает с использованием результатов анализа ситуации дуалом).

Теперь уже, фактически, каждую дуальную пару можно рассматривать не столько как  пару типов 2АИА, сколько как некий единый "4АИА", то есть как абстрактный информационный автомат, у которого программирование происходит по двум сопряженным компонентам информации, и творчество - также по двум сопряженным компонентам информации. Происходит это по той причине, что внутри дуальной пары оба типа 2АИА постоянно обмениваются информацией, причем эта информация детализирует как их восприятие, так и помогает им в творчестве - управлении.

Пример 3. Итак, пусть все тот же <С-Мемб½П-Отн> (СЭЭ) "заметил опасность", то есть то, что состояние мембраны начало изменяться. Однако только теперь, находясь в составе дуальной пары он получил возможность проверить свои "подозрения"! Действительно, к совместным, кооперативным действия имеет смысл переходить лишь только тогда, когда опасность для всего уровня действительно имеет место, - например, когда в результате внешнего воздействия не просто начинает изменяться состояние мембраны (так как мы имеем дело с открытыми иерархическими системами, то КС, составляющие данный уровень иерархии, все время находятся в состоянии динамического равновесия, постоянно распадаясь и возникая вновь), но одновременно начинает изменяться также и топология уровня (о чем ему и сообщит его дуал <П-Топ½С-КС>- ИЛИ).

Таким образом, данная дуальная пара в ответ на "опасность" начинает формирование новых (или же приступает к сохранению старых) состояний КС и формированию новых (или же сохранению старых) взаимоотношений между ними.

Результаты такой деятельности "подхватываются" рациональными типами дуальной пары <П-Отн½С-Топ> и <С-КС½П-Мемб> (ЭИИ и ЛСЭ), которые используют компоненты, "сотворенные" на предыдущем этапе в кольце самопрограммирования - П-Отн и С-КС, для фиксации состояния топологии и процессов в мембране (то есть компонент П-Мемб и С-Топ).

Как правило, ничего не получается - ведь эти компоненты - П-Отн и С-КС - предназначены для "ремонта" совершенно других компонент - а именно для П-Топ и С-Мемб.

·         И все же следует отметить, что иногда такая деятельность может принести успех - но лишь только в тех ситуациях, которые вызваны новыми, ранее не наблюдавшимися воздействиями, - то есть имеется вариант реализации метода "проб и ошибок", называемый известный в науке также как "ассоциативный режим управления". Интересно, что реализация такого метода обычно вызывает огромные затруднения при моделировании деятельности живых организмов, а особенно - деятельности Человека. Невозможность адекватного разрешения такой ситуации, имеющая место при классическом подходе к моделированию Человека ранее, не позволяли приступить к моделированию развития Человечества: возникновение нового может быть описано лишь только в терминах такого ассоциативного, эвристического мышления. Интересно, что одновременно мы получили также и механизм формирования нового нормативного блока, который закрепляется - социализируется, вербализируется - в случае успеха. Забегая вперед отметим, что понять, что найдено новое решение, могут лишь в "начальном" звене кольца. Подытожим: на социальном уровне кольца индивидуального и дуального самопрограммирования реализуют способ ассоциативного управления природными и социальными системами!

Итак. результаты деятельности этой дуальной пары "замечает" следующая дуальная пара в кольце дуального самопрограммирования - <С-Топ½П-КС> и <П-Мемб½С-Отн> (ИЛЭ и СЭИ), которые "выдают" изменения по компонентам информации П-КС и С-Отн.

Их деятельность подхватывает дуальная пара в следующем звене кольца дуального самопрограммирования <С-Отн½П-Топ> и <П-КС½С-Мемб> (ЭИЭ и ЛСИ), которая, используя компоненты П-КС и С-Отн, приступает к "ремонту" компонент П-Топ и С-Мемб, то есть только сейчас, собственно начинается "ремонт" - устранение замеченных типом <С-Мемб½П-Отн> - СЭЭ (или его дуалом <П-Топ½С-КС> - ИЛИ) недостатков.

В случае "успешного ремонта" именно типы <С-Мемб½П-Отн> (СЭЭ) и <П-Топ½С-КС> (ИЛИ), которые в нашем примере "контролировали" выполнение своего "задания" и принимают решение о степени удачности его выполнения, а также - о тех новых способах управления, которые при этом получены.

Совершенно аналогично функционирует и второе кольцо дуального самопрограммирования.

 

***

Задание 3.3.2. Выпишите Социально-Технологические характеристики для типов личности, которые стоят перед и после типа личности Вашего дуала в кольце его индивидуального самопрограммирования.

(Вы с удивлением видите, что деятельность типа личности, стоящего перед Вашим, воспринимается Вами как анализ ситуации, сделанный Вашим дуалом! То есть - Вы можете воспринимать информацию от такого типа личности - некритически! Опасно? Еще бы! А составьте-ка список наиболее заметных (для Вас лично!) маркеров этого типа, чтобы Вы могли его сразу же распознать, когда встретитесь с ним по делам бизнеса.

А вот для типа личности после - как раз Вы сами являетесь таким же "опасным" типом! Но в бизнесе - тип, который после, оказывается опасным уже и для Вас самих! Действительно: он резво может взяться за дело - и сделать все не так, как вам бы хотелось! Или же - вообще завалить это дело! Так что - побыстрее составляйте-ка списочек его наиболее ярких маркеров!

Есть ли в Вашей фирме сотрудники с такими типами личности?)

Задание 3.3.3. Выпишите типы из Вашего кольца дуального самопрограммирования и составьте их краткие функциональные характеристики - с маркерами из сферы Вашего бизнеса.

(Вот та группа, совместно с которой Вы можете искать решение возникших перед Вами задач. И Вы уже знаете, на что именно каждый их этих 8 типов личности обращает особое внимание!

Есть ли в Вашей фирме сотрудники таких типов личности, принадлежащие к Вашему уровню компетенции?)

***

 

Что же, мы уже перебрали все варианты, и больше никаких возможностей для самоорганизации типов личности для совместного управления не имеется?

·       Имеется еще один случай, - четвертый и последний. И, вероятно, самый интересный!

Приступим к его описанию. Прежде всего, обратим внимание на то обстоятельство, что при описанной выше реализации управления данным уровнем были рассмотрены не все возможные режимы реализации схем управления. Например, не был рассмотрен режим управления, заключающийся в создании таких процессов в КС, которые необходимы для устранения "опасного" изменения состояния мембраны, возникшего вследствие внешнего воздействия, - то есть режим управления, который реализует такой 2АИА <С-Мемб½П-КС> (СЛЭ). Тем самым пока что не были использованы все те возможности для управления, которые предоставляются наличием 16 типов 2АИА.

Итак, приходим к заключению, что для "наиболее сложных" случаев необходимо организовать все 16 типов 2АИА в единую структуру управления, - конечно, если это только возможно...

Пример 4. Рассмотрим опять случай, когда в результате внешнего воздействия изменяется состояние мембраны. Такое изменение могут "заметить" такие два иррациональных типа: <С-Мемб½П-Отн> (СЭЭ) и <С-Мемб½П-КС> (СЛЭ). Поскольку они осуществляют анализ информации совместно со своими дуалами, то на самом деле анализируются также иррациональные компоненты информации С-Мемб и П-Топ (соответственно их дуалами - ИЛИ и ИЭИ). Творятся же этими типами все 4 рациональные компоненты информации: С-КС, П-КС, С-Отн и П-Отн!

·         А далее возможны два способа реализации управления. Во-первых, эти две дуальные пары могут совместно "обсудить создавшуюся ситуацию". Во-вторых, эти два типа могут "посоветоваться" с другими дуальными парами (той же рациональности, что и они сами).

Первый способ. Тогда приходим к такому кольцу совместного самопрограммирования для всех 16 типов 2АИА:

Второй способ: рассмотренные дуальные пары приступают к совместному управлению в составе других дуальных пар. Тогда образуется другое кольцо самопрограммирования:

На обоих рисунках программные функции типов обозначены как первые (I), а творческие - как вторые (II).

Весьма интересным является то обстоятельство, что для первого случая мы получили кольцо самопрограммирования, в котором каждый раз, исходя (программируясь) из сопряженных иррациональных компонент информации, четверка иррациональных типов 2АИА творит по всем 4 рациональным компонентам информации. Тем самым для рациональных 2АИА из следующего "звена" ("вершины") кольца самопрограммирования предоставляется "полный набор возможностей" для "ремонта" всего иерархического уровня. Можно сказать, что для этого случая в каждой вершине мы имеем творчество наших 2АИА по иррациональным компонентам на базе рационального носителя, то есть имеет место "внедрение", "перевод" иррациональной информации на "рациональный язык". Для этого кольца управления мы будем использовать название "иррациональное кольцо самопрограммирования" (Ир-кольцо).

Во втором случае - наоборот: четверка иррациональных типов 2АИА в каждом звене этого кольца самопрограммирования обменивается между собой всеми иррациональными компонентами, но творят они - лишь по сопряженным рациональным компонентам. Этот случай можно является в некотором смысле как бы обратным к предыдущему и его можно интерпретировать как творчество по рациональным компонентам на базе иррационального носителя, или же - как "перевод" рациональной информации на "иррациональный язык". Далее для этого случая мы будем использовать название "рациональное кольцо самопрограммирования" Ра-кольцо).

·         Но самое важное заключается в том, что оба эти кольца самопрограммирования - Ир- и Ра- - функционируют ОДНОВРЕМЕННО!

Действительно: рассматриваемые нами типы <С-Мемб½П-Отн> (СЭЭ) и <П-Топ½С-КС> (СЛЭ) могут обсуждать сложившуюся ситуацию либо по своей программной функции - уточняя тем самым ситуация и вырабатывая новые режимы управления (то есть создавая новую иррациональную информацию), либо по своей творческой функции - создавая тем самым максимальное количество "средств" и способов для последующего "исправления" ситуации (то есть создавая новую рациональную информацию).

Как всегда, при этом

·         иррациональные типы общаются только с иррациональными,

·         а рациональные - только с рациональными.

Общение между рациональным типом и иррациональным типом возможно только в рамках соответствующих колец самопрограммирования, причем исключительно только в случае, когда необходимо их участие в совместном управлении Реальностью.

Подытожим:

·         иррациональные типы: в Ир-кольце обсуждают информацию по своей программной функции, а в Ра-кольце - по творческой. Поскольку к обсуждению своей творческой функции каждый тип весьма чувствителен (точнее сказать - нетерпим, плохо переносящий "критику" своей деятельности), то в Ра-кольце происходит обсуждение лишь только между типами, у которых творческие функции совпадают!

·         рациональные же типы - наоборот: в Ир-кольце обсуждают информацию по своей творческой функции, а в Ра-кольце - по программной.

Наконец, дадим следующее ОПРЕДЕЛЕНИЕ:

·       Совместно работающие ОБА кольца самопрограммирования - Ир и Ра, когда все 16 типов 2АИА вырабатывают совместно новый режим управления (совместно осваивают НОВУЮ информацию) мы будем называть СОЦИОНОМ.

 

***

Задание 3.3.4. Выпишите-ка типы личности, с которыми Вы контактируете как в Ир-, так и в Ра-кольцах (то есть - в соционе) самопрограммирования одновременно. Составьте их краткие функциональные характеристики - с маркерами из сферы Вашего бизнеса.

(Таких типов личности оптимально Вы насчитаете 7: 1 дуал + 1 "перед" + 1 "после" Вашего в кольце индивидуального самопрограммирования + 2 "из одного звена" Ир-кольца + 2 "из одного звена" Ра-кольца.

Можно добавить еще 2 типа личности - которые соответственно "перед" и "после" Вашего дуала в кольце его индивидуального самопрограммирования.

А можно и убрать 2 типа личности - те, которые "перед" и "после" Вашего собственного типа личности в кольце уже Вашего индивидуального самопрограммирования (тогда информация будет "входить" и "выходить" в Вашу дуальную пару преимущественно через Вашего дуала).

Итак - получаем, что для того, чтобы Вы успешно могли работать в составе социона, Вы должны обладать способностью удерживать в поле своего внимания 7±2 коммуниканта!

Кстати: а Вы заметили, что мы сейчас впервые дали теоретический вывод этой известной из психологии и менеджмента закономерности?! Фактически - мы предсказали такую закономерность - даже если бы и не знали, что ее уже обнаружили экспериментально. Кстати: насколько нам известно, в современной науке другого объяснения этой закономерности просто не существует!)

***

 

Отметим, что исходя из дуализированных колец самопрограммирования можно получить лишь только уже описанные нами Ир- и Ра-кольца: при всех остальных способах "состыкования" этих двух дуальных колец самопрограммирования мы не получим свободного прохождения информации - обязательно найдутся две соседние вершины, у которых творческие функции "передающей" вершины не совпадают с программными у "принимающей". Таким образом, выше перечислены все возможные виды управления с использованием всех типов 2АИА одновременно.

И все же, в заключение этого параграфа, мы перечислим "для полноты" еще несколько видов реализации частичного режима управления, которые могут быть полезны для выработки стратегии решения конкретных вопросов, возникших перед менеджером, - но следует помнить, что область их применимости ограничена сравнительно узким кругом частных задач.

Это следующие схемы (режимы записаны уже сразу для дуальных пар):

Для таких режимов колец самопрограммирования не получатся, так как каждая четверка типов - пара дуалов - "замыкается" сама на себя: творческая функция одной пары является одновременно творческой функцией для другой пары, и в результате - получаем постоянную циркуляцию информации: когда деятельность одной дуальной пары автоматически (!) побуждает к действию другую. Это хорошо для игры, для отдыха, - но для оптимальности управления таких режимов недостаточно (подробнее о таких "зеркальных" отношениях и отношениях "активации" см. следующий параграф).

Получить новое единое кольцо самопрограммирования, в котором участвовали бы все 16 типов 2АИА из таких "элементов" просто не удастся, так как при этом либо получим уже описанные нами Ир- и Ра- кольца, либо получим два независимых "замкнутых на себя" режима управления из четверок типов 2АИА, в которых программные функции каждой четверки состоят из всех (!) компонент информации одной рациональности, а творческие - из всех (!) компонент информации другой рациональности (это получается объединением расположенных "друг под другом" режимов управления, показанных на рисунке на этой странице). При этом одна дуальная пара будет тут же "останавливать" то, что "запускает" другая - и все это находясь в одном звене: ясно, что ни о какой "оптимальности" при этом и говорить не приходится!

 

<< >> C

3.4. Классификация отношений между типами (интертипных отношений) и их описание

 

Итак, и в Ир-, и в Ра- кольцах самопрограммирования, дуальные пары участвуют как единое целое, что можно представить рисунком (обозначения дуальных пар см. в таблице 2 параграфе 2.1)

Здесь а) - это Ир- кольцо самопрограммирования, а б) - Ра- кольцо соответственно.

Как видно из этих рисунков, направленность самопрограммирования выделяет следующие топологически инвариантные (то есть - одинаковые для каждой дуальной пары независимо от ее расположения в этих  кольцах) отношения между парами. Специально отметим: отношения эти - симметричные, а не однонаправленные (как, например, при самопрограммировании). Их можно сгруппировать в такую таблицу (см. на следующей странице).

В таблице как "гетеровертные" обозначены отношения, имеющие место между интровертом и экстравертом, то есть между типами, имеющими разную направленность - "вертность" (напомним - экстраверт - имеет направленность наружу, на активное участие в окружающем мире, а интроверт - внутрь, на созерцание этого мира). "Гомовертные" отношения определяются очевидным образом.

 

Таблица. Типы топологически различных интертипных отношений, задаваемые направленностью самопрограммирования в соционе (названия отражают особенности коллективной деятельности соответствующих пар типов).[4]

Тип отно-шений

Для иррациональнного

типа 2АИА

Для рационального

типа 2АИА

Наименование          отношений:

“гом” - гомовертные.

“гет” - гетеровертные

 

Ir- кольцо

Ra- кольцо

Ra- кольцо

Ir- кольцо

 

 

А

 

На диагонали

 

На диагонали

1. Суперэго (гом)

2. Ид (гет).

Б

Одна вершина

Диагональ

Одна вершина

Диагональ

3.Тождественные по программированию (гом),

4. Дуальные по программированию (гет).

В

Диагональ

Одна вершина

Диагональ

Одна вершина

5.Тождественные по творчеству (гом),

6. Дуальные по творчеству (гет).

Г

Расположен перед

Расположен после

Расположен перед

Расположен после

7. Активация (гом),

8. Зеркальные (гет).

Д

Расположен после

Расположен перед

Расположен после

Расположен перед

9.Противоположной рациональности (гом),

10. Конфликтные (гет).

 

Прежде чем приступить к характеристике каждого из типов отношений, введем терминологию, которая будет далее использована для того, чтобы описать взаимоотношения между компонентами информации, находящимися в программных и творческих функциях рассматриваемых типов. Для этого рассмотрим рисунок:

 

 

Здесь стрелками обозначены оси "состояние - процесс" (направление - безразлично) для одного и того же класса компонент информации. В качестве примера - поведем раскладку для компоненты С-Мемб ():

Итак, теперь приступаем к описанию отношений.

Тождественные отношения

Это - отношения между двумя людьми с одинаковыми типами личности ("тождиками").

Такие отношения часто складываются в семье, когда ребенок обладает тем же способом восприятия и преобразования Реальности, тем же режимом управления, которым обладает один из его родителей[5]. Часто сын приобретает тип отца, а дочь - матери, что связано с различием функциональной роли родителей; впрочем, в настоящее время такая закономерность вследствие возросшей тождественности ролевой функции мужчины и женщины в обществе не является обязательной.

Тождественный тип является лучшим учителем, так как причины, побуждающие его к действию, его тождику совершенно ясны и понятны. А поступки данного типа - его тождику кажутся совершенно естественными: "на его месте так поступил бы каждый!".

Однако отношения эти привлекательны лишь тогда, когда имеет место процесс передачи информации, то есть когда одному типу есть чему поучиться у другого. Если же передачи новой информации при общении не происходит - то есть в случае нормативного общения - такие отношения становятся обременительными для обоих тождиков: ведь оба они видят одно и то же, ведь оба они имеют обо всем одно и то же мнение, ведь оба они в одинаковых условиях принимают одинаковые решения, ведь оба они стремятся управлять одним и тем же (!) объектом ... (Между тождественными типами всегда имеет место психологическое отталкивание, ибо между ними происходит своего рода "борьба за информацию"; на социальном уровне это описано в параграфе 3.2. при рассмотрении так называемого "Эдипова комплекса" во Фрейдизме). А при наличии третьего - уже нетождественного им - типа они начинают "соревнование": стремясь либо привлечь внимание этого третьего типа (это - при привлекательных, комфортных отношениях с ним), либо - "сбросить" общение с ним на другого (это, конечно, при обременительных интертипных отношениях).

Длительно связывать тождиков при нормативном общении может лишь "общее дело", необходимость общей совместной деятельности - то есть необходимость хотя бы изредка выходить  за пределы собственно нормативного общения! Понимают они при этом они друг друга - с полуслова, и при этом легко взаимозаменяемы (боле подробно - см. главу 5).

Тождик является лучшим экспертом, когда необходимо предсказать поведение того или иного типа в конкретной ситуации, или когда необходимо восстановить поведение человека при недостатке информации о конкретной ситуации (например, - при расследовании аварий или катастроф).

Тождики "прозрачны" друг для друга (слово "прозрачны" отражает саму суть этих отношений - "Это именно так!" - воскликнул ЛСИ при тестировании). Тождику невозможно надеть "маску" перед тождиком: обмануть имитацией (эмоций ли, деятельности ли, настроения ли) - тождик тождика не сумеет.

Тождик - естественный продолжатель начатого другим тождиком дела. Тождики в работе друг друга не видят ошибок ("на его месте так поступил бы каждый!"). Они видят начатое - и незавершенное дело (незавершенное либо вследствие того, что они обладают большей суммой знаний, либо вследствие того, что прошло некоторое время и "открылись новые обстоятельства"). И - продолжают дело практически "с того же места", на котором дело было оставлено.

Тождик - не принимает "на веру" ничего из того, что сделано его тождиком. Он - должен сам убедиться! Он - должен сам "прочувствовать", должен сам "увидеть". Тождик не может быть "авторитетом" - его воспринимают как "такого же, как и мы сами".

Но особо следует подчеркнуть одно обстоятельство: все это касается лишь типов, "работающих" на одном и том же иерархическом уровне: в противном случае даже тождики могут "не понять" друг друга! Об этом, впрочем, более подробно будет описано в главе 4.

Дуальные отношения

О дуальных отношениях уже рассказывалось в предыдущих параграфах этой главы.

Мы не будем повторять всего уже высказанного. Остановимся лишь только на том обстоятельстве, что дуальные отношения - это совсем не "тишь да гладь да Божья Благодать"! Часто - для некоторых дуальных пар, и особенно в самом начале процесса дуализации, да еще для тех людей, которые не имели ранее опыта установления дуальных отношений, - такие отношения на начальной фазе своего становления отличаются высоким уровнем напряженности! Необходимо также отметить, что при общении между дуалами каждому из типов необходимо проявить все "наиболее сильные стороны" своего типа, чтобы "достучаться" до дуала!

Наконец, надо научиться, - а, скорее, просто привыкнуть, - к тому, что то, что ты раньше считал "общепринятым" и поэтому незыблемым и неизменным, фиксированным и надежным, - все это изменяемо, приспосабливаемо к конкретной ситуации, и лучший эксперт в этом - это твой дуал! Иными словами, дуалы постоянно "перепрограммируют" друг друга - в соответствии с текущими задачами по управлению Реальностью.

В начале процесса установления дуальных отношений - то есть в самом начале процесса дуализации - происходит совместное творчество по выработке своей собственной, "впаянной" в свою - уже совместную для обоих конкретных людей судьбу! - системы общения, творчество по выработке своего собственного, присущего только этой дуальной паре, "алфавита". Этот процесс часто весьма болезненный: ведь проверить эффективность дуализации может лишь только - время (причем для некоторых типов - весьма большое; более подробно это изложено в следующей главе). "Если бы тебе было можно верить" - вот характерное высказывание одного СЭЭ!

Наконец, весьма важным обстоятельством является то, что каждому из типов необходимо научиться "перекладывать" на плечи другого те режимы управления (по сопряженным компонентам информации!), которые данный тип привык воспринимать как "общественный норматив", то есть - как набор правил, помогающих адаптироваться к Реальности. Иными словами - необходимо привыкнуть, что все то, что ранее тип брал от Супер-Ид - от Сверх-Оно - сейчас находит свое воплощение в конкретном человеке!

Поэтому далеко не каждая пара людей типами, связанными дуальными отношениями, вступают в дуальные отношения между собой! Для успешного протекания процесса дуализации необходимо, чтобы каждый из дуалов во-первых, ощутил необходимость в совместном управлении Реальностью, и, во-вторых, второй человек был бы в состоянии и имел бы желание реализовать управление теми же самыми объектами, в управлении которыми заинтересован первый человек!

На иерархическом уровне "простых людей" очень часто (особенно - при тоталитарных режимах, а также - для тиражировщиков) перед конкретным человеком впервые возникает необходимость в принятии решений - то есть в управлении своей собственной жизнью - при выборе супруга. Для более высоких уровней иерархической системы управления Реальностью - природными и социальных структурами (например, - руководителя фирмы), - и особенно при отборе координаторов (см. главу 4) такая необходимость возникает уже в самом начале их деятельности, уже в самом начале образования данного уровня иерархии (например, - при организации собственной инфраструктуры, фирмы или при подборе кадров для них).

Интересно также следующее. Как показывают наблюдения, дуал является одновременно также и наиболее подходящим сексуальным партнером! Это и неудивительно: ведь секс является, во-первых, обменом информацией, и, во-вторых, требует реализации совместного управления собой и партнером - для достижения оптимального эффекта! Более подробно данные наблюдений по сексуальному поведению дуалов в описаны в главе 14.

***

·         Перейдем теперь к описанию отношений самопрограммирования - четырех асимметричных отношений, которые  как раз и структурируют все 16 типов в единый объект нового уровня иерархии - в социон. Собственно, именно вследствие наличия этих отношений и возможно построение иерархической системы управления Реальностью.

Отношения самопрограммирования: передатчик

Для этих отношений характерно то, что передатчик не знает[6] кто из окружающих является его приемником. Соотношение между типами кратко можно записать следующим образом (первый - передатчик, второй - приемник):

<Кпрогр êКтворч> Þ <Ктворч êортогональная для Кпрогр>

Для передатчика характерно то, что он обладает определенной "властью" над приемником: последний немедленно "подхватывает" действия передатчика. Часто даже - бросая при этом свою собственную деятельность, то есть даже в ущерб себе.

Однако передатчик всегда недоволен деятельностью приемника и совершенно этой его деятельности не ценит: это и неудивительно, ибо творческая функция приемника - ортогональна программной функции передатчика. То есть, приемник делает как раз совсем не то, для чего передатчик осуществляет свою деятельность! Однако при этом - приемник постоянно раздражает своего передатчика, все время утверждая, что передатчик - "хотел именно этого", действовал как раз для осуществления "именно этого"!

Поэтому передатчик воспринимает своего приемника как личность, которая "всегда все путает", как личность, которая "ничего не может доказать" и которая "делает все не так", или - даже которая "вообще не умеет ничего правильно сделать".

Ситуация особенно остра для рациональных передатчиков, которые программируются рациональными компонентами информации и которые всю Реальность сводят (интерпретируют) лишь только в терминах конкретных объектов (КС) или взаимодействий между ними. Деятельность своего приемника они воспринять совершенно не могут: если передатчик логик, то творчество приемника - этика (но логику воспринимать много объектов весьма затруднительно); и - наоборот (этику необходимость сосредоточенности на единственном объекте представляется просто отсутствием информации).

Такое поведение передатчика совсем не удивительно: ведь попытки передать информацию "в обратном направлении" - от приемника к передатчику - обречены на провал! Передатчик способен понять деятельность приемника лишь только тогда, лишь только в том единственном случае, когда "порция информации" "обойдет" все кольцо индивидуального самопрограммирования, то есть - когда передатчик сам станет приемником! Передатчик не позволяет приемнику "быть умнее себя"!

Вместе с тем, приемник кажется передатчику весьма привлекательной личностью, слегка загадочной и удивительной: ведь приемник всю свою деятельность пытается выразить в рамках своей программной функции - а именно эту компоненту информации передатчик пытается понять наиболее сильно, именно ее - то есть свое творчество! - передатчик всю жизнь учится интерпретировать в рамках уже своей программной функции (особенно это выражено для рационального типа, который "видит часть - но не видит целого" - всего иерархического уровня!)! Наконец, приемник всегда свободен для передатчика, всегда готов бросать все свои дела ради общения с ним, всегда готов ждать его сколь угодно долго - и передатчик тем самым ощущает свою значимость, свою исключительность... - ну как тут оставить своего приемника!

Отношения самопрограммирования: приемник

Соотношение между типами такое (первый - передатчик, второй - приемник):

<Кпрогр êКтворч> Ü < ортогональная для Ктворч êКпрогр>

Приемник программируется творческой функцией передатчика: он "видит", - воспринимает все то, что делает передатчик. Причем воспринимает - адекватно, то есть именно так, как это имеет место. Это уже не должно вызывать удивления: ведь типы 2АИА устроены так, что свою творческую функцию каждый тип интерпретирует лишь только в терминах своей программной функции. Таким образом, деятельность передатчика является самодостаточной для того, чтобы "захватить" приемника, чтобы обеспечить ему всю полноту необходимой для его собственного существования информации[7].

Именно по этой причине приемник способен оставить свою текущую деятельность и приняться за ту задачу, которую "решает" сейчас его передатчик! При этом в качестве такой "задачи" приемник может воспринять уже просто само проявление жизненного функционирования передатчика, то есть даже вообще все (!) проявления, сопровождающие его жизнедеятельность! В этом случае приемник превращается как бы в "раба" передатчика, и на решение собственных проблем у него практически может не остаться времени. Можно сказать, что для приемника приоритет задач его передатчика существенно выше, чем приоритет его собственных задач!

Однако деятельность приемника его передатчиком слишком часто не поощряется! Даже наоборот: слишком часто результаты такой деятельности интерпретируются передатчиком в самом неприятном, в самом стрессирующем для приемника виде, самым неприятным для него образом. Происходит это по той причине, что программная - то есть "оценивающая" функция передатчика - это так называемое "место наименьшего сопротивления" приемника (см. следующий абзац)!

Напомним, что компонента информации, ортогональная творческой, является стрессирующим фактором для типа, ибо управление по таким двум компонентам одновременно - конфликтно в том смысле, что оно фиксирует, оставляет неизменным информацию то же рациональности. Вообще, каждый из типов 2АИА наиболее чувствителен к восприятию той компоненты информации (“стрессируем” ею), которая является "противоположной" к его творческой, - то есть к той, которая имеет одинаковое значение по дихотомии “рациональность - иррациональность” и “состояние - процесс”, но отличается от его творческой. Например, для С-Топ это будет С-Мемб, а для П-Отн - П-КС. Это обусловлено той причиной, что по таким ортогональным компонентам информации невозможно осуществление управления на данном уровне иерархической самоорганизованной системы - ИСС - одновременно (действительно, если, например, одновременно заданы (фиксированы) и состояние КС, и взаимоотношения между ними, то отсутствуют каналы для реализации управления этими объектами). Поэтому любая деятельность иных 2АИА по такой ортогональной компоненте информации носит для рассматриваемого 2АИА стрессирующий характер - в психологии такое наиболее чувствительное “место воздействия” и носит название “места наименьшего сопротивления” для данного человека.

Как же приемнику "защититься" от своего передатчика? Ответ простой: только расстоянием - как в буквальном смысле, так и в переносном - увеличением психологической дистанции с передатчиком, сокращение контактов (а также - длительность самого контакта) с ним до минимума (если только их невозможно прервать совсем). А также - знанием того обстоятельства, что всю информацию, полученную от передатчика, необходимо тщательно обдумать и взвесить - самостоятельно, в отсутствие передатчика; желательно также - проведение обсуждения этой информации со своим дуалом. Наконец - переходом к управлению иными объектами, уже без участия своего передатчика. Весьма важным было бы обсуждение интересующей Вашего передатчика проблемы - всеми 4 типами кольца индивидуального самопрограммирования (или даже - всеми 8 типами кольца дуального самопрограммирования!). Наконец, общение со своим передатчиком можно организовать в дискретном режиме: только для получения определенной порции информации, обдумывать которую Вы будете уже самостоятельно или же в компании со своим дуалом!

Приемник доказать что-либо своему передатчику не может - если только передатчик случайно не знает этого из других источников: тогда приемник может обратиться к нормативному блоку передатчика[8]. Поэтому спорить со своим передатчиком - совершенно бессмысленно: неприятный укол от такого общения получите только Вы (так как при таком общении только передатчик имеет выход на Вашу функцию наименьшего сопротивления)! А передатчик - лишний раз укрепится в своем мнении, что Вы - очень суетливый, глупый и упрямый человек, неспособный понять "простые истины", но зато весьма способный "извратить" любую "здравую мысль" и "загубить любое перспективное дело"!

Вследствие такого общения приемник воспринимает передатчика как очень умного человека, - но уж слишком "мелочного", слишком придирчивого (причем придирчивого "по мелочам", не по существу). Приемнику кажется, что передатчик постоянно - и вместе с тем всегда неожиданно для приемника! - вторгается своими действиями, своими замечаниями как раз в ту область, которая должна идти "сама собой", как раз туда, где уже "все налажено" - и обязательно "ломает" весь такой налаженный механизм! И ломает как раз то, что работало, и как раз то, которое приемник совершенно не знает, как исправить!

Отношения типа с дуалом приемника: заказчик

Соотношение между типами такое (первый - рассматриваемый тип, второй - дуал его приемника):

<Кпрогр êКтворч> Þ <сопряженная для Ктворч êобратная для Кпрогр>

В отличие от колец самопрограммирования, в которых экстраверты и интроверты чередуются, эти отношения связывают типов "одинаковой вертности" - то есть либо одних экстравертов, либо одних интровертов.

Рассмотрим эти отношения "с точки зрения первого (по ходу кольца самопрограммирования) типа". Будем называть такие отношения - "заказом"; тогда первый тип будет "заказчик", а второй - "исполнитель". Следует сразу же отметить, что такие названия, как будет видно из дальнейшего, несколько условны, - в их использовании мы отдаем скорее дань традиции, чем существу дела...

Поскольку творческая функция исполнителя обратна программной функции заказчика, то заказчик не просто "не понимает" сделанного исполнителем: вся деятельность исполнителя противоречит самым основам, на которые опирается в своей жизни заказчик! Заказчику кажется, что исполнитель все делает легко и непринужденно, как бы "само собой", но - "совершенно не то"!

Поэтому заказчик абсолютно не воспринимает (точнее - принципиально не может воспринять!) никакую аргументацию со стороны исполнителя: деятельность исполнителя разрушает как раз именно то, на что заказчик опирается как "на данность"! Поэтому в споре - заказчик больше слушает и говорит "нет!", а исполнитель - со всех сил (но - безуспешно!) стремится донести до заказчика информацию по своей творческой функции.

Заказчика стрессирует деятельность исполнителя. Заказчику часто кажется, что исполнитель "не хочет" - "просто не хочет!" - выполнять то или иное его задание, - причем как раз такое, которое "не требует ну совершенно никаких усилий!" (естественно - это по творческой функции заказчика). Поэтому такая "строптивость и безответственность" исполнителя заказчика раздражает.

Отношения типа с дуалом передатчика: исполнитель

Соотношение между типами такое:

<Кпрогр êКтворч> Ü < обратная для Ктворч ê сопряженная для Кпрогр>

А теперь рассмотрим такие асимметричные отношения самопрограммирования - но уже со стороны исполнителя.

Творческая функция заказчика является сопряженной к программной функции исполнителя. Но информация по сопряженной компоненте - это именно та информация, на которую рассматриваемый тип опирается "как на данность". Это именно та информация, которую ожидают от своего дуала. Эту информацию - можно называть "суггестивной" для рассматриваемого типа, ибо тип воспринимает ее как "команду к действию" совершенно некритично, безо всякого анализа. По этой причине можно использовать вместо названия "заказчик" название "суггестирующий передатчик".

Но поскольку такую информацию создает - творит заказчик, то исполнитель всегда готов "подхватить" деятельность заказчика, - и при этом преобразовать эту информацию в совершенно иное, чем тот ожидал! Деятельность исполнителя всегда происходит "в другой плоскости" - то есть по иной компоненте информации, чем это "ожидал" заказчик (а "ожидал" он деятельности - естественно - либо по своей программной функции, либо по творческой функции своего дуала!).

Вся деятельность заказчика восхищает исполнителя, все старое, услышанное от него восхищает исполнителя, кажется исключительно глубоким, важным и новым. Заказчика признают, ему помогают, его жалеют, он кажется хрупким, перед ним всегда себя чувствуют как бы в долгу, всегда стараются пойти ему навстречу. Исполнитель постоянно делает заказчику уступки, - даже не осознавая, что это уступки.

Исполнитель ничего не может доказать заказчику[9]: вместе с тем, хорошо осознавая желания и цели заказчика, он с большим пылом пытается доказать заказчику свою правоту... И когда это не удается, - исполнитель недоумевает и ... продолжает доказывать! Исполнителю - хочется (!) доказать что-либо заказчику!

"Правила безопасности" для таких отношений - те же, что и для отношения самопрограммирования: удаление на "безопасное расстояние". Но если все же общаться необходимо - то следует разработать некий "протокол коммуникации" (при разработке которого можно предложить широко использовать способ "дискретной" передачи информации - и последующего ее обдумывания исполнителем), - и придерживаться его неукоснительно. Заказчику при этом нужно особо следить за тем, чтобы при общении по своей программной функции случайно не "обидеть" исполнителя; особенно - при анализе деятельности исполнителя. Заказчику не помешает лишний раз извиниться - даже если заказчик чувствует себя абсолютно правым: для исполнителя "критика" (а это - вся (!) коммуникация по программной функции заказчика!) всегда необычайно чувствительна! Напомним, что информация передается не только (а часто - и не столько!) словами, но и жестом, интонацией, ... даже молчанием...

При тесном общении заказчика и исполнителя - например, с малой группе или в семье, вообще в условиях, где свободный выбор коммуникантов по той или иной причине затруднен - исполнитель пребывает в условиях, когда его постоянно "дергают", - и при этом всегда недовольны (так он воспринимает простое желание заказчика разобраться в результатах его деятельности!). В общем - "ни минуты покоя", ни мгновения не удается уделить себе и своей жизни... Все это разрушает нервную систему исполнителя... "Спастись" от этого исполнитель может только увеличением расстояния, - или же пониманием со стороны своих заказчиков!

·         Итак, мы рассмотрели асимметричные отношения - отношения, имеющие место между соседними дуальными парами в кольцах дуального самопрограммирования (да и соционе вообще). Для этих отношений характерно то, что информация в них передается лишь только в одном направлении - по ходу самопрограммирования. В результате этого типы той дуальной пары, которая расположена перед другой в кольце, оказываются в "более выгодном" положении. В частности, при коммуникации эта пара получает гораздо меньше отрицательных "уколов" и стрессируется гораздо меньше, чем дуальная пара, расположенная после нее в кольце самопрограммирования. Поскольку общение в кольцах самопрограммирования является необходимым для социализации новой информации, для выработки новых способов и режимов управления, необходимо при общении принимать во внимание однонаправленность информационных потоков.

СИММЕТРИЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

10 симметричных отношений связывают диагональные дуальные пары в кольцах дуального самопрограммирования (2 отношения) и также рассматриваемую дуальную пару с восемью типами из другого кольца дуального самопрограммирования.

Отношения Супер-Эго

Это отношения между людьми, типы которых связаны соотношением:

<Кпрогр êКтворч> Û <ортогональная к Кпрогр êортогональная к Ктворч >

Как уже отмечалось выше, эта пара типов связана отношениями, которые в психоанализе З. Фрейда и аналитической психологии К. Юнга связывались с блоком Супер-Эго (Сверх-Я) - см. параграф 3.2.

Тип, реализующий стратегию управления Супер-Эго, тем самым реально реализует как раз именно то, что рассматриваемый тип считает, что от него требует общество. Поэтому люди, связанные таким отношением, хорошо понимают мотивацию своего партнера по коммуникации, - но тем не менее пути достижения своих целей и задач - у них разные. Собственно, как разные и их цели.

Вместе с тем, такие отношения необременительны для каждого из коммуникантов. Даже более того: такие отношения кажутся - и на самом деле такими и являются! - весьма полезными для каждого из них. Связано это не только - и не столько! - с тем, что у обоих коммуникантов разный "жизненный опыт" и разные "способы достижения цели", вследствие чего они просто не могут (!) конкурировать между собой! Основное, чем они являются полезными друг другу - это тем, что в кольце индивидуального самопрограммирования только между этими двумя типами возможна устойчивая коммуникация (остальные два - другой рациональности, а общение рационального и иррационального типов всегда обременительно, - тем более, что между ними в кольце индивидуального самопрограммирования - асимметричные отношения!): вследствие чего получить "реакцию общества" на свою деятельность один из типов может только от другого!

Это отношения между двумя типами одной и той же вертности - то есть между двумя экстравертами или между двумя интровертами - из одного и того же кольца индивидуального самопрограммирования.

Отношения Ид

Типы связаны таким отношением своих функций:

<Кпрогр êКтворч> Û <обратная для Кпрогр êобратная для Ктворч >

Поэтому мотивация поведения своего коммуниканта при таком типе отношений всегда остается загадкой. При необходимости коммуникативного обмена - например, при общении на работе, - собеседники могут ровно и мирно беседовать, однако при этом всегда затрагивается лишь верхний, нормативный, ориентированный на приспособление к Реальности пласт психики человека. Но как только кто-нибудь из собеседников переходит к теме, которая его реально волнует (то есть переходит на коммуникацию либо по своей программной, либо - по творческой функции) - второй собеседник, сам того не желая (!), немедленно наносит "укол" своему коммуниканту. Причины такого очевидны: обмен по обратным компонентам информации практически невозможен (точнее - возможен лишь в нормативном варианте, то есть при использовании нормативных, уже социализированных обществом режимов управления).

Поэтому общение со своим Ид чревато тем, что в моменты, когда ты наиболее откровенно, наиболее заинтересованно делишься своим, самым сокровенным, - ты немедленно получаешь укол от своего собеседника (кстати: точно то же происходит, когда "раскрывается" он!). При этом важно подчеркнуть, что твой коммуникант совершенно не хотел тебя обидеть! Более того: он всеми силами стремился тебе помочь! (Поэтому, если коммуникация с твоим Ид тебе индифферентна или даже приятна - то это значит, что либо а) Вы общаетесь в нормативном режиме, либо б) информация, которой Вы "делитесь" с ним (то, что важно для Вас!) - его совершенно не волнует!)

Вместе с тем, рассматриваемому типу Ид кажется исключительно привлекательной личностью! Обусловлено это той причиной, что Ид "видит" именно то, что хотел бы "видеть" рассматриваемый тип, он делает именно то, что хотел бы уметь делать рассматриваемый тип! Действительно: если рассматриваемый тип программируется процессом, то его Ид  - состоянием. А ведь каждый процесс - это просто переход между некоторыми состояниями, а каждое состояние - достигается оно ведь в результате процесса! И совершенно аналогично - по творческой функции типа!

Вместе с тем совместная работа со своим Ид - вполне возможна: для этого необходимо, чтобы оба типа участвовали в группе, которая синтезирует-вербализирует-внедряет-социализирует новую информацию, новый режим управления: ведь и рассматриваемый тип,  и его Ид - они оба принадлежат к одному и тому же кольцу дуального самопрограммирования. Или же - наоборот, когда происходит общение (или же - работа: ведь любая работа происходит по тем или иным компонентам информации) по нормативу, то есть "как принято".

То, на что рассматриваемый тип опирается как на данность, - для его Ид совершенно неприемлемо, его Ид опирается как раз на обратное. То, что рассматриваемый тип творит - его Ид - разрушает. И попытки навязать свою систему ценностей другому - всегда обречены на провал!

Тождественные по программированию отношения

Это - гомовертные (то есть между обоими либо экстравертами, либо интровертами) отношения между типами одной и той же рациональности, которые в составе дуальных пар находятся в одноименном кольце самопрограммирования социона - в одной вершине, а в разноименном - на диагонали.

Соотношение между функциями у типов следующее:

<Кпрогр êКтворч> Û < Кпрогр êортогональная для Ктворч >

Общение между такими типами характеризуется тем, что "видят" они - одно и то же (поскольку программируются одинаковыми компонентами информации), вследствие чего побудительные мотивы, "жизненные ценности" своего коммуниканта - для них понятны и приемлемы!

Вместе с тем, каждый их них может сказать о другом: "Я бы поступил совершенно иначе", или даже - "...совершенно наоборот": ведь творческие функции у них - ортогональны.

Если люди уважают и признают друг друга - то такое общение может быть приятным для каждого из них. У них столь много общего - и вместе с тем они просто не могут, просто не имеют возможности конкурировать друг с другом в плане своего творчества, в плане своей самореализации! Они своей деятельностью - дополняют друг друга, и даже производя совместный анализ ситуации - они делают совершенно разные "выводы к реализации"!

Если же у них такое отношение друг к другу отсутствует - то отношения становятся изобилующими перекрестными "уколами", пустыми спорами и т.п. Последнее и неудивительно: ведь общение "без уважения" это часто синоним попытки "перевоспитать", навязать другому - свою систему ценностей, а точнее - свое Эго, свое видение Реальности и, в конечном счете - свой тип управления!

Дуальные по программированию отношения

Это - гетеровертные (то есть между экстравертом и интровертом) отношения между типами одной и той же рациональности, которые в составе дуальных пар находятся в одноименном кольце самопрограммирования социона - в одной вершине, а в разноименном - на диагонали.

Соотношение между функциями у типов следующее:

<Кпрогр êКтворч> Û < сопряженная для Кпрогр êобратная для Ктворч >

Отношения между такими типами характерны тем, что соотношение их программных функций - как у дуалов, то есть при планировании совместной деятельности совместное обсуждение для них полезно и даже необходимо.

Вместе с тем их творческие функции - взаимно обратны, то есть их активность направлена как раз на погашение, на противодействие результатам активности другого: если один делает процесс, то другой - творит состояние по этой же компоненте информации. Партнеры воспринимают такое положение дел как результат эгоистичности другого - ведь планировали оба они "одно и то же"!

Вследствие этого общение между такими типами комфортно либо "на дистанции" (когда коммуниканта не допускаю в свой "внутренний мир"), либо лишь ограничиваясь только обсуждением полученного или же планированием дальнейшей деятельности. Совместная же практическая деятельность таких типов конфликтна.

***

à             Общая характеристика таких "родственных по программированию" дуальных пар, находящихся в одноименном[10] кольце самопрограммирования социона - в одной вершине, а в разноименном - на диагонали. Эти отношения хороши лишь только тогда, когда оба коммуниканта - бизнесмена заняты каждый своим бизнесом: оба они "видят" одно и то же, работают также "ради одного и того же", жизненные ценности у них - "одинаковы". А вот методы достижения цели - у них разные. И, когда "в своем кругу" они их обсуждают - то находят в этих методах интересные для себя моменты. И возникает желание - раз отношения хорошие! - к объединению своих бизнесов на паритетных началах, "на равных". Но вот этого-то как раз делать и нельзя! Ибо совместное творчество (деятельность) по двум ортогональным или обратным компонентам (напомним - одной и той же рациональности!) - совместно существовать не могут, такое управление - конфликтно! И - поэтому немедленно начинаются склоки! Итак, краткий вывод: "родственная по программированию" дуальная пара (вся или по отдельности) хороша для обсуждения, планирования, программирования и уяснения обстановки (собственно, именно это - и только это! -  и происходит в соответствующем звене соответствующего Ир- или Ра- кольца самопрограммирования социона). И вообще: если соответствующие бизнесмены работают с разными (непересекающимися!) наборами КС (даже на одном и том же уровне иерархии!) - они могут (вовсе не обязательно: ведь существуют отношения, при котором они могут не понимать побудительных мотивов деятельности друг друга!) иметь комфортные и даже хорошие отношения, - но вот для реализации совместного управления - такое соотношение типов не подходит!

Тождественные по творчеству отношения

Это - гомовертные (то есть между обоими либо экстравертами, либо интровертами) отношения между типами одной и той же рациональности, которые в составе дуальных пар находятся в разноименном кольце самопрограммирования социона - в одной вершине, а в одноименном - на диагонали.

Соотношение между функциями у типов следующее:

<Кпрогр êКтворч> Û < ортогональная для Кпрогр ê Ктворч >

Творческие функции у таких типов - одинаковые, поэтому оба эти типа хорошо действуют вместе, их совместная деятельность весьма комфортна: "я сделал бы также" - так они думают друг о друге.

Однако мотивы, побуждающие их к деятельности - совершенно разные! Более того - противоположны! Поэтому никакого совместного планирования у таких типов не получается: при коммуникации по программному блоку они просто не могут понять друг друга.

Этот тип отношений - своего рода "противоположность" тождественным по программированию отношениям.

Дуальные по творчеству отношения

Это - гетеровертные (то есть между экстравертом и интровертом) отношения между типами одной и той же рациональности, которые в составе дуальных пар находятся в разноименном кольце самопрограммирования социона - в одной вершине, а в одноименном - на диагонали.

Соотношение между функциями у типов следующее:

<Кпрогр êКтворч> Û <обратная для Кпрогр êсопряженная для Ктворч >

Опять такие отношения можно назвать противоположными к дуальным по программированию отношениям: только теперь имеет место неприятие друг друга по программной функции, - и успешная совместная деятельность по творческой!

***

à             Общая характеристика "родственной по творчеству" дуальной пары. Совместное программирование (вместе с ней или вместе с одним из ее типов) - невозможно: конфликтно. А вот "дело делать" - да! Ибо методы, ибо приемы, ибо действия - такие же, как сделали бы Вы сами: понятные и приемлемые для Вас! Членов "деловой по творчеству" дуальной пары можно брать в подчиненные - но надо помнить, что вместе планировать с ними невозможно: переругаетесь (иными словами: дело наметить - это сам или с другими, а выполнять - это уже вместе с ними)! Вывод: "деловая" дуальная пара хороша, когда надо делать дело "единой командой", но вот в совет директоров их вводить - нельзя!

Зеркальные отношения

Это отношения между рациональным и иррациональным типами разной рациональности, один из которых экстраверт, а другой - интроверт.

Это - гетеровертные (то есть между экстравертом и интровертом) отношения между типами, которые в составе дуальных пар расположены перед рассматриваемым типом в одноименном (для этого типа) кольце самопрограммирования социона, а в разноименном - после рассматриваемого типа.

Соотношение между функциями у типов следующее:

<Кпрогр êКтворч> Û < Ктворч êКпрогр>

Эти отношения еще можно назвать отношениями "самозамыкания" или "самозацикливания", так как творчество одного из них осуществляется по компонентам программной функции другого, вследствие чего оба типа имеют тенденцию заниматься решением только тех проблем, которые занимают другого коммуниканта. Поэтому при длительном контакте оба коммуниканта рискуют "зациклиться" друг на друге - они своего рода "экранируют" друг друга от Реальности. Конечно же, ни о какой оптимальности такого управления и говорить не стоит!

Необходимо особо подчеркнуть, что зеркальные отношения на первоначальном этапе установления отношений оказываются чрезвычайно привлекательными: твой коммуникант легко и непринужденно решает те проблемы, которые кажутся тебе самому весьма важными, - и требующими решения. Однако по мере их установления они все больше приобретают вид "экрана", - и для некоторых жизненных условий (например, для недуализированного типа, или же при желании "отграничиться" от Реальности) могут оказаться даже "решением всех проблем".

Отношения активации

Это отношения между рациональным и иррациональным типами разной рациональности, но одинаковой вертности: то есть между двумя либо экстравертами, либо интровертами.

Это - гомовертные (то есть между двумя либо экстравертами, либо интровертами) отношения между типами, которые в составе дуальных пар расположены перед рассматриваемым типом в одноименном (для этого типа) кольце самопрограммирования социона, а в разноименном - после рассматриваемого типа.

Соотношение между функциями у типов следующее:

<Кпрогр êКтворч> Û < сопряженная к Ктворч êсопряженная к Кпрогр>

Эти отношения характеризуются там, что анализ ситуации, производимый одним типом по своей программной функции, является тем самым поддержкой для реализации творческой функции второго, - и наоборот. Совместное управление, реализуемое такими типами, заставляет каждого из них максимально проявлять свои творческие функции, - ибо деятельность по этим компонентам информации немедленно получает поддержку сделанного по сопряженной компоненте информации.

Эти отношения характеризуются сравнительно высоким уровнем комфортности, однако чреваты "постоянно гонкой" и "самоподстегиванием", что может привести к депрессиям.

***

à             В целом же отношения в "зеркально - активационной" дуальной паре характеризуются тем, что по кольцу самопрограммирования социона той же рациональности (для рассматриваемого типа) эта диада формирует информацию, которой программируется рассматриваемая дуальная пара, то есть по программной функции рассматриваемая дуальная пара "частично программируется" зеркально - активационной дуальной парой. Однако, в свою очередь, рассматриваемая дуальная пара сама "частично программирует" зеркально - активационную дуальную пару! Таким образом, можно сказать, что отношения активации характеризуются "частичным  взаимным программированием информацией той же рациональности, что и соответствующее кольцо самопрограммирования" для рассматриваемого типа. Совместная деятельность при таких отношениях чревата излишней, самоподстегивающей активностью, а также "самозацикливанием" на общении друг с другом и отсутствием критического отношения к сделанному другим.

Конфликтные отношения

Это отношения между рациональным и иррациональным типами разной рациональности, один из которых экстраверт, а другой - интроверт.

Это - гетеровертные (то есть между экстравертом и интровертом) отношения между типами, которые в составе дуальных пар расположены после рассматриваемого типа в одноименном (для этого типа) кольце самопрограммирования социона, а в разноименном - перед рассматриваемым типом.

Соотношение между функциями у типов следующее:

<Кпрогр êКтворч> Û <ортогональная к Ктворч êортогональная к Кпрогр>

Такое соотношение типов отличается тем, что программная функция одного типа является местом наименьшего сопротивления для другого, то есть обсуждение и анализ обстановки, общение по программной функции является стрессирующим фактором для другого типа. Иными словами, каждый из типов "колет" другого - уже самим фактом своего функционирования как объекта, преобразующего информацию.

При таком общении ни в коем случае не следует допускать близости отношений - имеется в виду именно душевная близость: как раз в момент наибольшей открытости и доверительности ты и рискуешь получить "укол" от своего коммуниканта. Это тем более обидно, что такой "укол" твой собеседник делает тебе совершенно непроизвольно: даже более того, он всеми силами как раз стремится тебе помочь, - помочь в анализе ситуации... Но как раз такой его анализ, произведенный именно таким образом, - и есть стрессирующий фактор!

Однако постоянно "держать себя в руках", постоянно сдерживать свои эмоции чрезвычайно трудно: психика человека быстро истощается... Единственное средство - это расстояние. И - "регламент общения"!

Противоположной рациональности отношения

Это отношения между рациональным и иррациональным типами разной рациональности, но одинаковой вертности: то есть между двумя либо экстравертами, либо интровертами.

Это - гомовертные (то есть между двумя либо экстравертами, либо интровертами) отношения между типами, которые в составе дуальных пар расположены после рассматриваемого типа в одноименном (для этого типа) кольце самопрограммирования социона, а в разноименном - перед рассматриваемым типом.

Соотношение между функциями у типов следующее:

<Кпрогр êКтворч> Û < обратная для Ктворч êобратная для Кпрогр>

Эти отношения можно кратко охарактеризовать как "взаимная остановка" или же "взаимное разрушение сделанного": каждый из типов требует по своей программной функции - информации по компоненте, обратной творческой другого! Это приводит к тому, что каждый из коммуникантов всегда недоволен (!) деятельностью другого, всегда подвергает ее критике, всегда требует "невозможного" для другого!

Там, где тебе хочется "бежать" - такой тип кричит "Стой!", а там, где ты не можешь не "стоять" - от него идет команда "Только бегом!"... И так - по всем вопросам, и так - по всей совместной деятельности, всегда и во всем, по любому вопросу...

Оба типа различаются только своей рациональностью, - но этого оказывается вполне достаточным для того, чтобы "мирное сосуществование" между ними было практически невозможным!

 Как всегда, единственное спасение - это "расстояние": реальное удаление друг от друга, душевная отдаленность, регламентированные коммуникации...

Однако имеются указания на то, что полюс "рациональность - иррациональность" формируется еще до рождения ребенка, - то есть ребенок рождается уже либо рациональным, либо - иррациональным. И тогда в семье часто формируется именно такое соотношение типов между одним из родителей и ребенком!... И кажется этот ребенок такому родителю - "исчадьем ада", "отравляя жизнь" ему постоянно... А ребенок - то же думает об этом родителе!... И "удалиться на безопасное расстояние" в этих условиях - просто невозможно...

И вместе с тем "с расстояния" - "издалека" - соответствующий тип кажется чем-то удивительно близким, так как кажется, что его привлекает практически то же самое, что и тебя. Однако насколько же он "другой"! Насколько оба эти типа - "разные"! Когда они описывают одно и то же событие - кажется, что это совершенно разные явления!...

***

à             Отношения в "конфликтной" дуальной паре. Она - расположена после в кольце самопрограммирования той же рациональности, но перед рассматриваемым типом в кольце самопрограммирования иной рациональности. Таким образом, рассматриваемый тип "частично программирует" конфликтную дуальную пару информацией другой рациональности, чем социализуемая в соответствующем кольце самопрограммирования, и сам же -"частично программируется" такой же информацией. Совместная деятельность при таких отношениях крайне затруднена, максимально неэффективна и чревата постоянным стрессом.

 

***

Задание 3.4.1. Составьте табличку Ваших отношений с сотрудниками Вашей фирмы (руководителями, сослуживцами, подчиненными), коллегами из других фирм, друзьями и родственниками.

(- Ну и задачка! Да это сколько же займет времени! - воскликните Вы.

Ну ладно, не хотите - не делайте это задание. Вольному - воля...

Но зато теперь Вы знаете, чего требовать от специалиста в области Социальных Технологий!

Но зато теперь Вы знаете, какую информацию и в каком виде он должен вам предоставить!

И теперь Вы начинаете понимать, что сами Вы - Социальные Технологии применять в полном объеме просто не сможете - если, конечно, Ваш бизнес не есть собственно Сами Социальные Технологии!

Действительно - Ваша задача - работать, делать свой бизнес! Поэтому обращайтесь к специалисту - как за "разовыми" консультациями, так и за "постоянным сопровождением" своего бизнеса.

Более подробно о том, что должен сделать на Вашем производстве специалист по Социальным Технологиям - см. в главе 8.)

***

 



[1] Следует отметить, что при интенсивном внешнем воздействии (внешних потоках высокой интенсивности) первыми могут начать изменяться параметры, характеризующие сами КС или же их взаимодействия. Однако такая ситуация будет описываться совершенно аналогично проведенному в этом параграфе - различие будет лишь только в типе, "через который" новая информация вводится в кольца самопрограммирования (фактически, это уже относится к описанию функционирования иерархических систем управления, построенных из типов 2АИА - см. главу 4).

[2] "Кто первым" заметил "непорядок" - совершенно безразлично: все сказанное ниже может быть "начато" с любого произвольного типа!

[3] Что будет при продолжительных контактах таких типов - см. в следующем параграфе.

[4] Еще раз подчеркнем, что все наши термины применимы только в рамках теории 2АИА.

[5] Вопрос о роли генетически детерминированного и приобретаемого в процессе воспитания при формировании типа человека является предметом дальнейших научных исследований. (Однако имеются серьезные теоретические указания в пользу генетической детерминированности типа 2АИА у человека.)

[6] Как правило - не знает: с использованием материалов настоящей книги приемник может быть сравнительно легко "вычислен" - особенно с помощью Ваших друзей, которые не преминут обратить Ваше внимание, что данный человек  "слишком часто" идет навстречу практически всем Вашим заданиям, - да и просто желанием!

[7] "Он мой Бог" - так охарактеризовала жена - ИЭЭ своего мужа - ЛИИ (своего передатчика).

[8] И все же - совет для приемника с иррациональным типом личности: сошлитесь на то, что "это известно всем (делается всеми, общепринято)" - поскольку Ваш передатчик рациональный, это заставит его отнестись к такой информации с максимальным вниманием!

[9] Опять совет иррациональному типу для практического использования: поскольку Ваш заказчик рациональный, сошлитесь на то, что "это известно всем, так делают в ...(здесь приведите название фирмы сами!), так написано в ...(название книги приведите сами)"... Пользуясь таким алгоритмом исполнитель - СЛЭ достигал того, что спустя несколько дней после его разговора с руководителем фирмы - ЛИЭ последний прибегал на фирму с возгласом: "Вот я только сейчас придумал...", и рассказывал именно то, что ему пару дней назад говорил СЛЭ! Кстати: вот Вам и пример оценки ЛИЭ деятельности своего исполнителя - СЛЭ...

[10] Той же рациональности, что и рассматриваемый тип.

<< >> C
Реклама:
Hosted by uCoz
<