<< C

Заключение.

Социальные Технологии как новое направление бизнеса в сфере образования.

 

Описаны вопросы обучения Социальным Технологиям, программы курсов, вопросы лицензирования курсов и новой специализации "специалист по Социальным технологиям".

***

Настоящая книга содержит материал, который может быть преобразован в учебные курсы как разного уровня сложности - от общих ознакомительных и до специальных, так и для учащихся разных специальностей - от математиков и физиков и до историков и журналистов.

Имеющийся в ней материал предоставляет преподавателю большой выбор разных способов изложения материала. Даже само введение необходимой для построения теории 2АИА и Социальных Технологий терминологии и набора понятий может быть произведено разными способами, исходя из той информации, которая является более близкой и понятной данным учащимся.

Так, для философов, историков, лингвистов, юристов и социологов мы рекомендуем начинать изучение теории 2АИА и Социальных Технологий от материала главы 7и только затем последующим переходом к главе 2 и далее.

Для математиков, физиков, естественников, инженеров и технологов с прочной математической подготовкой изложение теории 2АИА и Социальных Технологий можно начинать из материала главы 15 с последующим переходом к главе 2 и далее.

Для естественников, инженеров и технологов со слабой математической подготовкой - изложение можно начинать с главы 16.

Для педагогов, психологов и социологов - изучение можно  начинать из материала глав 1, 2 и далее.

Далее в этом разделе связи с конкретными учебными специальностями и дисциплинами только намечены. Однако преподавателю будет нетрудно их развить в нужном для себя направлении.

Материал книги позволяет разрабатывать новые теории, методики и технологии, которые допускают прямую верификацию и проверку. Тем самым эта книга дает большие возможности для разработки и внедрения в учебную практику новых авторских курсов.

Конечно, при подготовке к Государственному лицензированию разработанных на основе настоящей книги курсов преподавателю придется самостоятельно подготовить целый ряд документов, - однако эти документы, по большей части, будут иметь уже технический характер.

***

Интересно, что материал настоящей книги может быть положен в основу Государственного лицензирования даже новой специализации - "специалист по социальным технологиям". Можно дать такое определение: "специалист по социальным технологиям" - это специалист по иерархической организации информационных потоков и управлению в социальных системах.

Вероятно, наиболее целесообразно готовить таких специалистов по системе "второго высшего образования".

Безусловно, о возможности подготовки специалистов можно говорить только тогда, когда есть рынок для оказания услуг в этой области.

Как видно из материала этой книги, уже сегодня разработан блок технологий для применения в области управления, педагогики, семейного консультирования и социологии.

В частности, специалисты по социальным технологиям может работать в образовательных учреждениях (оптимизируя работу как преподавателей, так и вопросы обучения и воспитания учеников), в государственных учреждениях и органах местного самоуправления (система занятости, комиссии по детям и молодежи, по семье, и т.п.), в фирмах разной формы собственности (консалтинг, менеджмент персонала, оказание услуг в этих областях, семейное консультирование и т.п.).

***

В качестве нескольких примеров приведем возможное описание содержательной стороны общих учебных курсов для различных специальностей. Включение этого материала в систему подготовки соответствующих специалистов позволить существенно повысить их конкурентный потенциал на ранке производства и услуг.

Практикумы и семинарские занятия, необходимые для усвоения материала, здесь не выписываются: их количество и содержание определяется преподавателем.

1.       Специальности - физика, математика, кибернетика, информатика, прикладная математика, технические дисциплины.

·       Общий метод описания иерархических систем: синергетика Природы и Общества (параграф 15.1, глава 16).

·       Количественные методы описания самоорганизованных иерархических систем неживой природы (примеры теоретических и математических моделей, - можно использовать, например, статьи и книги, цитируемые в параграфе 15.1).

·       Количественные методы описания живых систем, организмов и экосистем (примеры теоретических и математических моделей, - можно использовать, например, статьи и книги, цитируемые в параграфе 15.1).

·       Математические аспекты управления иерархическими природными и социальными системами (человек как функциональный элемент "социального процессора" с ассоциативными и голографическими свойствами) - главы 15, 2-5.

·       Алгоритмы для математического моделирования социальных систем разного уровня иерархии - главы 15, 5 и 7 (модели клеточных автоматов, основанные на моделировании "агентов").

2.       Социальные технологии для менеджеров (общий курс).

·       Тип Человека как присущий ему стиль управления - глава 2.

·       Информационно - психологическая безопасность менеджера (умение управлять дистанцией общения) - главы 3,5,10.

·       Междутипные отношения (круг ближайших людей, заместители и референты, компаньоны и партнеры, переговоры, слияние фирм, и т.п.) - главы 3, 8.

·       Иерархические системы управления (включая специфическое использование сетей Internet и Intranet) - глава 4..

·       Нормативная коммуникация, общественная и политическая деятельность (начальные сведения) - глава 5.

·       Координаторы (общие понятия, как их распознать, особенности отбора и общения с ними) - глава 4.

·       Выработка своего собственного стиля управления - глава 8.

3.       Социальные технологии в менеджменте кадров (специальный учебный курс для профессионалов).

·       Профессиональная пригодность типов личности человека (общие методы соотнесения типов с функциональными обязанностями конкретной профессиональной деятельности) - глава 10.

·       Характеристики отношений между типами при разработке новых решений - глава 3.

·       Характеристики отношений между типами при нормативной коммуникации - глава 5.

·       Методы расчета уровня комфортности при нормативной коммуникации при условии прихода в коллектив нового человека (<К>); - не время ли розбить этот коллектив на отдельные группы? - глава 5, параграф 15.6

·       Разработка "протоколов" и "регламентов" для общения в парах "руководитель « исполнитель" и " исполнитель « исполнитель " (включая учет возможности ошибочного восприятия общения как "секс - претензий") - главы 2-5, 8, 10, 13, 14.

·       "Я и коллектив" и "Коллектив и Я": формальные и неформальные лидеры, общение с масс-медиа, представительские обязанности и т.п. - главы 2, 5, 8,10, 11.

·       Иерархические системы управления (начальные сведения) - глава 4.

4.       Специальность - ПСИХОЛОГИЯ (например, курс "Коррекция семейных отношений").

·       Построение теории 2АИА как решение теоретических проблем в психологии - главы 1, 2, 6.

·       Характеристики типов личности (особенно: эстетические вкусы, сближение, просьбы - доказательства, "сам сделаю", делать - сделать, "погладить-приласкать", "ты же сам видел", "тебе что, все необходимо говорить", и т.п.) - главы 1, 2, 6, 12, 14.

·       Характеристика отношений между типами личности (как при коммуникации "по нормативу", так и при выработке новых решений, "жизнь по регламенту", "назначение ответственных" за то или иное дело - функциональные обязанности) - глава 3.

·       "Равновесие" социальных запросов и достижений (Кi та Кm) - глава 5.

·       Основы профессиональной пригодности типов личности человека (начальные сведения) - глава 10.

·       Учитель и ученики: особенности отношений (начальные сведения) - глава 9.

5.       Специальность - ПРЕПОДАВАНИЕ (общий курс).

·       Построение теории 2АИА и Социальных Технологий как естественный шаг развития психологии - главы 1,2, 6.

·       Характеристики типов личности человека - главы 2, 12, 14.

·       Характеристики междутипных  отношений (основное внимание - асимметричности отношений "преподаватель ® учащийся" и " учащийся ® преподаватель ") - главы 3, 9.

·       Выработка преподавателем своего собственного стиля преподавания и общения с учащимися и коллегами - главы 8,9.

·       Зависимость стиля обучения от типа личности учащегося (например, математики) - глава 9.

6.       Специальность - ЖУРНАЛИСТИКА (общий курс).

·       Характеристики типов личности людей и междутипных отношений (как "разговорить" собеседника, как "подчеркнуть" его наиболее яркие черты, и т.п.) - главы 2-3,5.

·       Методика "заочного" определения типа личности человека - главы 2,12.

7.       Писатели, сценаристы, актеры, режиссеры (общий курс).

·       Характеристики типов личности людей - главы 1,2.

·       Характеристики междутипных отношений - глава 3.

·       Особенности общения при усвоении новой информации и при нормативном общении (особое внимание - на различие между ними) главы 3,5.

·       Особенности восприятия новой информации разными типами людей - главы 2,12-14.

·       Особенности и специфика творчества в зависимости от собственного типа личности (особенно важно - для писателей) - главы 2,12-14.

 

Задание 1. Составьте перечень требований к курсу по обучению Социальным Технологиям сотрудников Вашей фирмы.

(Учтите объем материала, который должны знать сотрудники разных специальностей и разного уровня компетенции.

Теперь Вы знаете, какое задание давать специалисту (эксперту) в области Социальных Технологий.)

Задание 2. Определитесь, нужен ли Вам в Вашей фирме постоянный сотрудник - специалист (эксперт) в области Социальных Технологий.

(Если нужен - приступайте к его поискам.

А если нет - то подумайте, не нужны ли Вам консультации такого специалиста. Составьте перечень требований к таким консультация. Определитесь, насколько часто они Вам нужны. И - ищите соответствующую консультативную (консалтинговую) фирму.)

 

***

При обучении теории 2АИА и Социальным Технологиям весьма важно проводить разделение учащихся на две категории:

·         Пользователи.

·         Профессионалы (специалисты).

Система обучения этих двух категорий должна быть различна прежде всего в отношении требований к системе умений и навыков, которыми должны обладать учащиеся в результате таких курсов.

Например, для уровня пользователей можно ограничиться только первоначальными умениями по определению типов личности конкретных людей и по решению "типичных и стандартных" задач для интерьеров, наиболее важных для таких учащихся. Здесь можно ограничиться сравнительно небольшим количеством семинарских занятий.

Тогда как для профессионалов - основной упор должен быть перенесен на получение систему умений и навыков решения задач в интерьерах, в которых эти учащиеся будут работать после окончания обучения. Здесь доля тренингов и практический занятий должна быть вполне достаточной для формирования и закрепления устойчивых навыков.

***

Таким образом, теория 2АИА и Социальные Технологии открывают новое направление в сфере бизнеса в области образования. Они допускают осуществление Государственного лицензирования и интегрирование в систему Государственного Стандарта специальностей.

Поскольку сегодня имеется настоятельная потребность в специалистах по Социальным Технологиям, то бизнес в этой области может развиваться достаточно интенсивно.

Обучение можно проводить в рамках организаций разной формы собственности. Эти организации получат вследствие этого преимущества, так как их выпускники будут лучше приспособлены к современных экономическим условиям.

Наиболее целесообразным является, вероятно, следующий путь:

1)      Разработка и лицензирование учебного курса по Социальным Технологиям в рамках системы переподготовки специалистов (повышения квалификации, "второго высшего") по одной из специальностей. Наиболее перспективными являются: психология, социология, педагогика, семейная психология, менеджмент (организаций, кадров), и т.п.

2)      Разработка и лицензирование системы учебных курсов по Социальным технологиям в рамках одной из специальностей.

3)      Разработка и лицензирование новой специализации - специалист по социальным технологиям. Вероятно, в качестве "базовой" специальности можно использовать - на выбор - несколько специальностей: социология, педагогика, менеджмент, психология, и т.п.

Настоящая книга может использоваться как основа для осуществления каждой из описанных выше стадий .

 

 

<< C
Реклама:
Hosted by uCoz
<