Заключение.
Социальные Технологии как новое направление бизнеса
в сфере образования.
Описаны вопросы обучения Социальным Технологиям, программы курсов,
вопросы лицензирования курсов и новой специализации "специалист по Социальным технологиям".
***
Настоящая книга содержит
материал, который может быть преобразован в учебные курсы как разного уровня
сложности - от общих ознакомительных и до специальных, так и для учащихся
разных специальностей - от математиков и физиков и до историков и журналистов.
Имеющийся в ней материал
предоставляет преподавателю большой выбор разных способов изложения материала.
Даже само введение необходимой для построения теории 2АИА и Социальных
Технологий терминологии и набора понятий может быть произведено разными
способами, исходя из той информации, которая является более близкой и понятной
данным учащимся.
Так, для философов,
историков, лингвистов, юристов и социологов мы рекомендуем начинать изучение
теории 2АИА и Социальных Технологий от материала главы 7и только затем последующим
переходом к главе 2 и далее.
Для математиков, физиков,
естественников, инженеров и технологов с прочной математической подготовкой
изложение теории 2АИА и Социальных Технологий можно начинать из материала главы
15 с последующим переходом к главе 2 и далее.
Для естественников,
инженеров и технологов со слабой математической подготовкой - изложение можно
начинать с главы 16.
Для педагогов, психологов и
социологов - изучение можно начинать из
материала глав 1, 2 и далее.
Далее в этом разделе связи с
конкретными учебными специальностями и дисциплинами только намечены. Однако
преподавателю будет нетрудно их развить в нужном для себя направлении.
Материал книги позволяет
разрабатывать новые теории, методики и технологии, которые допускают прямую
верификацию и проверку. Тем самым эта книга дает большие возможности для
разработки и внедрения в учебную практику новых авторских курсов.
Конечно, при подготовке к
Государственному лицензированию разработанных на основе настоящей книги курсов
преподавателю придется самостоятельно подготовить целый ряд документов, -
однако эти документы, по большей части, будут иметь уже технический характер.
***
Интересно, что материал
настоящей книги может быть положен в основу Государственного лицензирования
даже новой специализации - "специалист по социальным технологиям".
Можно дать такое определение: "специалист по социальным технологиям"
- это специалист по иерархической организации информационных потоков и
управлению в социальных системах.
Вероятно, наиболее
целесообразно готовить таких специалистов по системе "второго высшего
образования".
Безусловно, о возможности
подготовки специалистов можно говорить только тогда, когда есть рынок для
оказания услуг в этой области.
Как видно из материала этой
книги, уже сегодня разработан блок технологий для применения в области
управления, педагогики, семейного консультирования и социологии.
В частности, специалисты по
социальным технологиям может работать в образовательных учреждениях
(оптимизируя работу как преподавателей, так и вопросы обучения и воспитания
учеников), в государственных учреждениях и органах местного самоуправления
(система занятости, комиссии по детям и молодежи, по семье, и т.п.), в фирмах
разной формы собственности (консалтинг, менеджмент персонала, оказание услуг в
этих областях, семейное консультирование и т.п.).
***
В качестве нескольких
примеров приведем возможное описание содержательной стороны общих учебных
курсов для различных специальностей. Включение этого материала в систему
подготовки соответствующих специалистов позволить существенно повысить их
конкурентный потенциал на ранке производства и услуг.
Практикумы и семинарские
занятия, необходимые для усвоения материала, здесь не выписываются: их
количество и содержание определяется преподавателем.
1. Специальности - физика, математика, кибернетика, информатика, прикладная математика, технические дисциплины.
· Общий метод описания иерархических систем: синергетика Природы и Общества (параграф 15.1, глава 16).
· Количественные методы описания самоорганизованных иерархических систем неживой природы (примеры теоретических и математических моделей, - можно использовать, например, статьи и книги, цитируемые в параграфе 15.1).
· Количественные методы описания живых систем, организмов и экосистем (примеры теоретических и математических моделей, - можно использовать, например, статьи и книги, цитируемые в параграфе 15.1).
· Математические аспекты управления иерархическими природными и социальными системами (человек как функциональный элемент "социального процессора" с ассоциативными и голографическими свойствами) - главы 15, 2-5.
· Алгоритмы для математического моделирования социальных систем разного уровня иерархии - главы 15, 5 и 7 (модели клеточных автоматов, основанные на моделировании "агентов").
2. Социальные технологии для менеджеров (общий курс).
· Тип Человека как присущий ему стиль управления - глава 2.
· Информационно - психологическая безопасность менеджера (умение управлять дистанцией общения) - главы 3,5,10.
· Междутипные отношения (круг ближайших людей, заместители и референты, компаньоны и партнеры, переговоры, слияние фирм, и т.п.) - главы 3, 8.
· Иерархические системы управления (включая специфическое использование сетей Internet и Intranet) - глава 4..
· Нормативная коммуникация, общественная и политическая деятельность (начальные сведения) - глава 5.
· Координаторы (общие понятия, как их распознать, особенности отбора и общения с ними) - глава 4.
· Выработка своего собственного стиля управления - глава 8.
3. Социальные технологии в менеджменте кадров (специальный учебный курс для профессионалов).
· Профессиональная пригодность типов личности человека (общие методы соотнесения типов с функциональными обязанностями конкретной профессиональной деятельности) - глава 10.
· Характеристики отношений между типами при разработке новых решений - глава 3.
· Характеристики отношений между типами при нормативной коммуникации - глава 5.
· Методы расчета уровня комфортности при нормативной коммуникации при условии прихода в коллектив нового человека (<К>); - не время ли розбить этот коллектив на отдельные группы? - глава 5, параграф 15.6
· Разработка "протоколов" и "регламентов" для общения в парах "руководитель « исполнитель" и " исполнитель « исполнитель " (включая учет возможности ошибочного восприятия общения как "секс - претензий") - главы 2-5, 8, 10, 13, 14.
· "Я и коллектив" и "Коллектив и Я": формальные и неформальные лидеры, общение с масс-медиа, представительские обязанности и т.п. - главы 2, 5, 8,10, 11.
· Иерархические системы управления (начальные сведения) - глава 4.
4. Специальность - ПСИХОЛОГИЯ (например, курс "Коррекция семейных отношений").
· Построение теории 2АИА как решение теоретических проблем в психологии - главы 1, 2, 6.
· Характеристики типов личности (особенно: эстетические вкусы, сближение, просьбы - доказательства, "сам сделаю", делать - сделать, "погладить-приласкать", "ты же сам видел", "тебе что, все необходимо говорить", и т.п.) - главы 1, 2, 6, 12, 14.
· Характеристика отношений между типами личности (как при коммуникации "по нормативу", так и при выработке новых решений, "жизнь по регламенту", "назначение ответственных" за то или иное дело - функциональные обязанности) - глава 3.
· "Равновесие" социальных запросов и достижений (Кi та Кm) - глава 5.
· Основы профессиональной пригодности типов личности человека (начальные сведения) - глава 10.
· Учитель и ученики: особенности отношений (начальные сведения) - глава 9.
5. Специальность - ПРЕПОДАВАНИЕ (общий курс).
· Построение теории 2АИА и Социальных Технологий как естественный шаг развития психологии - главы 1,2, 6.
· Характеристики типов личности человека - главы 2, 12, 14.
· Характеристики междутипных отношений (основное внимание - асимметричности отношений "преподаватель ® учащийся" и " учащийся ® преподаватель ") - главы 3, 9.
· Выработка преподавателем своего собственного стиля преподавания и общения с учащимися и коллегами - главы 8,9.
· Зависимость стиля обучения от типа личности учащегося (например, математики) - глава 9.
6. Специальность - ЖУРНАЛИСТИКА (общий курс).
·
Характеристики
типов личности людей и междутипных отношений (как "разговорить"
собеседника, как "подчеркнуть" его наиболее яркие черты, и т.п.) -
главы 2-3,5.
·
Методика
"заочного" определения типа личности человека - главы 2,12.
7. Писатели, сценаристы, актеры, режиссеры (общий курс).
· Характеристики типов личности людей - главы 1,2.
· Характеристики междутипных отношений - глава 3.
· Особенности общения при усвоении новой информации и при нормативном общении (особое внимание - на различие между ними) главы 3,5.
· Особенности восприятия новой информации разными типами людей - главы 2,12-14.
· Особенности и специфика творчества в зависимости от собственного типа личности (особенно важно - для писателей) - главы 2,12-14.
Задание 1. Составьте перечень требований к курсу по обучению Социальным
Технологиям сотрудников Вашей фирмы.
(Учтите объем материала,
который должны знать сотрудники разных
специальностей и разного уровня
компетенции.
Теперь Вы знаете, какое задание давать специалисту
(эксперту) в области Социальных Технологий.)
Задание 2. Определитесь, нужен ли Вам в Вашей фирме постоянный сотрудник - специалист (эксперт) в области Социальных
Технологий.
(Если нужен - приступайте к его поискам.
А если нет - то подумайте,
не нужны ли Вам консультации такого
специалиста. Составьте перечень требований к таким консультация. Определитесь,
насколько часто они Вам нужны. И - ищите соответствующую консультативную
(консалтинговую) фирму.)
***
При обучении теории 2АИА и
Социальным Технологиям весьма важно проводить разделение учащихся на две
категории:
·
Пользователи.
·
Профессионалы
(специалисты).
Система обучения этих двух
категорий должна быть различна прежде всего в отношении требований к системе умений и навыков, которыми должны
обладать учащиеся в результате таких курсов.
Например, для уровня пользователей можно ограничиться только
первоначальными умениями по определению типов личности конкретных людей и по
решению "типичных и стандартных" задач для интерьеров, наиболее
важных для таких учащихся. Здесь можно ограничиться сравнительно небольшим
количеством семинарских занятий.
Тогда как для профессионалов
- основной упор должен быть перенесен на получение систему умений и навыков
решения задач в интерьерах, в которых эти учащиеся будут работать после
окончания обучения. Здесь доля тренингов и практический занятий должна быть
вполне достаточной для формирования и закрепления устойчивых навыков.
***
Таким образом, теория 2АИА и
Социальные Технологии открывают новое направление в сфере бизнеса в области
образования. Они допускают осуществление Государственного лицензирования и
интегрирование в систему Государственного Стандарта специальностей.
Поскольку сегодня имеется
настоятельная потребность в специалистах по Социальным Технологиям, то бизнес в
этой области может развиваться достаточно интенсивно.
Обучение можно проводить в
рамках организаций разной формы собственности. Эти организации получат
вследствие этого преимущества, так как их выпускники будут лучше приспособлены
к современных экономическим условиям.
Наиболее целесообразным
является, вероятно, следующий путь:
1)
Разработка
и лицензирование учебного курса по Социальным Технологиям в рамках системы
переподготовки специалистов (повышения квалификации, "второго
высшего") по одной из специальностей. Наиболее перспективными являются:
психология, социология, педагогика, семейная психология, менеджмент
(организаций, кадров), и т.п.
2)
Разработка
и лицензирование системы учебных курсов по Социальным технологиям в рамках
одной из специальностей.
3)
Разработка
и лицензирование новой специализации - специалист по социальным технологиям.
Вероятно, в качестве "базовой" специальности можно использовать - на
выбор - несколько специальностей: социология, педагогика, менеджмент,
психология, и т.п.
Настоящая книга может
использоваться как основа для осуществления каждой из описанных выше стадий .
Реклама: |