А.А. Шиян
Технологии революций в ХХI веке: Украина, осень 2004
Какая грязь, какая власть
И как приятно в эту грязь упасть,
Послать к чертям манеры и контроль,
Сорвать все маски и быть просто собой...
... И не стоять за ценой
Группа «Ария», песня «Грязь»
Смысл происшедшего.
1. Молодежь – двигатель революции: система
образования готовила более 10 лет людей, приспособленных НЕ К ЭТОЙ жизни! (См. статью о проблеме
качества жизни и роли в ее формировании системы образовании [1]).
2. «Бантики» - это униформа. Исторические примеры «для
сомневающихся»: санкюлоты (французская революция 1793 – красная полоса на
головном уборе), красный бант (Великий Октябрь), коричневые рубашки (Гитлер),
«бритоголовые», «байкеры», «фанаты футбола», и т.п.
Униформа – это готовность
к началу беспорядков.
3. Суть униформы: деление на «свои» и «чужие».
Предоставление человеку наличия
коллективной компоненты [2]. Внешнее по отношению к нему представление, требующее с его
стороны минимальных
(кажущихся) усилий «для инициализации» примыкания к группе.
4. Смысл униформизации в Украине: манифестация готовности противодействовать ВЛАСТИ!
Психология использования: нужно стимулировать
человека преодолеть «маленький барьер», чтобы сдвинулась гора – нужно
«запустить психологический процесс», «отпустить социальный и психологический тормоз». «Апельсиновый бантик» в
этом плане - это спусковой крючок
к готовности сопротивлению власти,
готовность к неповиновению.
5. Примыкание
к одному из кандидатов – ситуативно: молодежь выражает тем самым свое «мы ждем перемен» (В. Цой).
6. К В. Ющенко примкнуть
молодежи легче, ибо она
отождествляет его «с Америкой»: а именно американскому способу
жизни и учат сегодня во всех вузах (прежде всего – в
экономических). В этом смысле разговоры об Америке и поддержка со стороны
Америки и Европы для молодежи чрезвычайно
важны. (Однако – можно было
организовать то же самое и «для В. Януковича»: подсуетиться надо было, - а не
догадались!)
7. Молодежь неосознанно рассматривает ситуацию именно в плане духовного вектора [2]: перевода
страны в иное измерение, приобщение (на практике) к общемировой культуре. Это – третья компонента мировоззрения, миропонимания и мироощущения
индивида, чрезвычайно важная. Она может быть переплавлена во МНОГОЛЕТНЮЮ напряженную работу всего молодого
поколения. Работу – по ПЕРЕУСТРОЙСТВУ страны.
8. А может быть – «выпущена
во ПШИК», «уйдет в свисток». Скорее всего, именно так и будет: уже идут
переговоры между В. Ющенко и В. Януковичем,
уже сводится все не к ВОПРОСАМ СТРАТЕГИЧЕСКИМ (например, принятию долгосрочной
программы развития и т.п.), а к вопросам сиюминутным
(еще раз «второй тур выборов», и т.п.).
9. «Увод пассионарности
(термин Гумилева) В СВИСТОК» уже был и не раз:
– 1991 год в Украине: обретение независимости,
совершенно неожиданно для «элиты» (ситуативно правящих в стране). Вместо перехода к СОВМЕСТНЫМ (для народа) действиям – был приказ
«ждать»: через пару лет все опять раздробились.
– 1991 год в России: ГКЧП. И опять с народом
«поиграли» Гайдаровский реформой: сначала нужно подождать (разгосударствление), а уже потом приступим к работе…
– 1993 год в России: народ устал ждать. Расстреляли танками
– и опять «попросили подождать».
10. Старшее поколение, которое в 1991 году в
Украине «уже проходило» такой «урок пассионарности», полностью растеряло свой
адаптационный потенциал, и принимает крайне
малочисленное участие в
процессах. Это особенно хорошо заметно при сравнении состава
людей, выступающих от «апельсиновых» и «голубых» (И кто только такой цвет для В.
Януковича придумал?! Крайне двусмысленно на фоне разговорного
языка Украины и России!) Если митингуют «за В. Ющенко»
преимущественно по личной
инициативе (молодежь особенно собирается ближе к вечеру!), то «за В. Януковича»
массовые митинги проходят только в рабочее время!
Выводы для Украины.
А) Система образования, устроенная «по-европейски»
(«по-американски») является мощным инструментом для последующей дестабилизации
социально-экономического положения в странах, где отсутствуют
рыночные преобразования.