<< >> C

Глава 4. Иерархические социальные системы - "пирамиды управления": механизм самоорганизации социальных структур

 

Впервые описаны особенности построения по механизму самоорганизации иерархических социальных структур, которые способны осуществлять оптимальное управление как природными, так и социальными системами. Впервые доказано, что структура управления любым социальным объектом - начиная от отдельной малой фирмы и заканчивая государством в целом - формируется по механизму самоорганизации. Описаны также ключевые особенности оптимального функционирования таких иерархических социальных структур управления в бизнесе. В частности, впервые объяснена известная закономерность, что не более 5¸6% экономически активного населения страны определяют перспективы ее социального и экономического развития. Дано понятие о политической безопасности менеджера. Приведены количественные закономерности, описывающие строение иерархических социальных структур управления. Впервые описан способ распознавания координаторов - людей, способных осуществлять управление на высших уровнях пирамид управления. Впервые выведен блок социальных, экономических и правовых условий, которые необходимы для самоорганизации пирамид управления с оптимальной структурой. Впервые доказано, что блок "Прав Человека" выступает как часть из условий, которые необходимы для самоорганизации оптимальной пирамиды управления для государства.

 

4.1. Механизм построения социальных иерархических систем для управления - "пирамид управления". Специфика социальных иерархических систем управления

В предыдущих главах настоящей книги были рассмотрены разные вопросы реализации управления с использованием системы типов 2АИА для отдельного, произвольно взятого иерархического уровня. Однако для управления природными системами, которые имеют, как правило, иерархическое строение, нужно уже построение - также по необходимости иерархических - социальных для систем управления ними. К описанию основ построения таких социальных иерархических систем управления (далее кратко обозначим их как ИСУ) мы и переходим в настоящей главе.

Основным исходным пунктом построения социальных иерархических систем управления является следующее:

n        на каждом из уровней управление осуществляется только при помощи типов 2АИА - то есть конкретными людьми.

Напомним также, что, как показано в главе 3, "высшей" структурной единицей на каждом иерархическом уровне являются одновременно работающие Ир- и Ра-кольца самопрограммирования - так как только с их помощью общество способно выработать любой из возможных (!) режимов управления, - возможных, естественно, именно для этого иерархического уровня. Будем обозначать далее в этой главе такие одновременно работающие Ир- и Ра-кольца самопрограммирования термином "СОЦИОН" - подчеркивая то обстоятельство, что именно ним как раз и реализуется разработка всего нового (социализация новой информации, выработка нового режима управления и т.п.) социальными структурами на данной иерархическом уровне.

Построить иерархическую систему управления - фактически, именно в этом и состоит задача каждого управленца или менеджера! Отталкиваясь от своего собственного понимания Реальности, от видения самого себя в этом Мире (то есть, в конечном счете, отталкиваясь от своего типа личности), - управленец - менеджер строит свою собственную, ориентированную на самого себя структуру управления. Он строит ее исходя из тех людей, которые имеются в его распоряжении, из тех людей, которых он отобрал и обучил.

Для малых фирм структурирование управления, как правило, не нужно: все "укладывается в голове" у одного менеджера. Однако средний или большой бизнес - средние или большие фирмы - без организации иерархической структуры управления существовать уже просто не могут.

Теперь мы кратко - очень кратко! - рассмотрим основные закономерности формирования иерархических систем (структур) для управления.

Итак, на каждом отдельном иерархическом уровне "высшей" структурой, способной осуществлять - реализовывать любой из возможных режимов управления, является социон, построенный из 2АИА (точнее - из всех 16 типов 2АИА, свернутых в Ир- и Ра-кольца самопрограммирования), реализующих управление на этом иерархическом уровне.

Однако новую информацию может "вводить" на данный иерархический социальный уровень - только человек (то есть тот же самый - в случае человека - набора типов 2АИА!): на каждом из иерархических уровней социальной иерархической системы управления - ИСУ - выработка нового режима управления осуществляется только лишь соответствующим (соответствующими) 2АИА (то есть соответствующим человеком).

Таким образом, в отличие от природных систем, в иерархических социальных системах в качестве функциональной единицы, участвующей в самоорганизации информации, может выступать лишь отдельный человек - тип 2АИА! К тому же человек, способный вырабатывать новые режимы управления на i-том иерархическом уровне, внешне ничем не отличается от человека, способного реализовывать новое управление лишь только на i-1 иерархическом уровне.

Отметим, что, говоря о реализации-выработке новых режимов управления на i-том уровне, мы имеем в виде именно природную иерархическую систему; социальные ИСУ самоорганизуются именно для управления природными системами и поэтому их собственное иерархическое строение просто отражает иерархическое строение природных систем. Однако и сами социальные ИСУ также могут быть рассмотрены совершенно аналогичным образом - поэтому изложенные далее результаты могут быть применены как к построению ИСУ для управления природными системами, так и для построения ИСУ для управления социальными системами.

Специальным образом структурированные группы людей - например, фирмы, банки, партии и т.п. - могут также выступать как отдельные типы 2АИА (или типы 4АИА - см. параграф 15.1, - то есть как "сцепленные неразрывно" дуальные пары; соответствующий математический формализм будет опубликован отдельно) для данного иерархического уровня.

·         Итак, "входить" на данный иерархический уровень новая информация может лишь исключительно только через такого человека, который способен "увидеть" иерархический уровень более высокий, чем данный!

n        Будем называть такого человека - координатором.

Координатор более высокого уровня на данном иерархическом уровне ИСУ выступает как источник нового, как своего рода "лоббист" более высокого уровня управления. Координатор задает вектор вербализации-социализации-внедрения новой информации, обеспечивающий подстройку низшего уровня ИСУ к высшему. Другими словами - он задает вектор развития для всего этого иерархического уровня!

Фактически, обладая более "высоким кругозором", координатор способен не только производить-синтезировать новую (для данного иерархического уровня, конечно!) информацию, но также и достраивать, восстанавливать недостающую на данном иерархическом уровне ее часть.

·         Остальные же люди, "реализующие управление на данном иерархическом уровне", способны такую новую информацию лишь только распространять (в лучшем случае - без искажения). Будем называть таких людей - тиражировщиками.

n        Отметим при этом, что тиражировщик - в некоторых случаях - сам может выступать как координатор, но только для нижележащего уровня ИСУ!

Замечание.  Мы обращаем внимание, что для Координаторов имеются, фактически, 2 типа интертипных отношений! Первый – обусловлен проявлениями их типа при общении на уровне Тиражировщиков. Второй тип интертипных отношений имеет место при общении двух типов - один из которых является Координатором, а другой тиражировщиком - между собой.

Вследствие этого, на любого такого координатора - "активно работающего" координатора - необходимо "навесить" социон уже из тиражировщиков, "работающих" на данном уровне иерархии. И такой социон - будет вербализировать-социализировать-внедрять полученную от координатора новую информацию (новые режимы управления!) для ее использования на данном уровне иерархии. Иными словами, социон из тиражировщиков превращает новую (для данного уровня иерархии!) информацию - в норматив, которым могут уже пользоваться "без раздумий" все тиражировщики данного уровня иерархии.

Приведем теперь общие количественные закономерности, справедливые для устроенной таким образом ИСУ.

Рассмотрим координатора i-того уровня. Вследствие вышесказанного такой координатор может "обеспечить работой" 16 координаторов уровня i-1. Таким образом, приходим к следующей пирамиде - "пирамиде управления" (см. также таблицу в конце этой главы):

...®Кi+1 ® 16 Кi ® 256 Кi-1 ®...

Иными словами, каждый из координаторов i-того уровня (Кi ) способен "потянуть" за собой 16 координаторов нижележащего, i-1-того уровня (16 Кi-1). Каждый из координаторов "передает вниз" только тот режим управления, который понимает сам. То есть - который соответствует его собственному типу. И именно эту информацию и социализирует соответствующий социон. "Ввод" информации в социон координатор более высокого уровня осуществляет через своего тождика: ведь только тождественные типы понимают друг друга "как самого себя" (см. главу 3). Интересно, что тиражировщики-тождики - это, как следует из главы 3, единственный случай, когда информация передается без искажения: при любых иных отношениях между типами (интертипных отношениях) всегда имеет место искажение информации!

Количество координаторов первого - считая от тиражировщиков - уровня составляет, как следует из проведенного выше рассмотрения, примерно 1/(16+1)»6%: это то количество людей, которых можно назвать "центрами кристаллизации" для социально и экономически активной части населения. Это число совпадает со значением 5¸6% от экономически активного населения, которое часто возникает при описании относительной доли тех людей в экономически развитых странах мира, которые способны к активной деятельности в сфере бизнеса. Вероятно, изложенный в этой главе подход является единственным, позволившим объяснить такую экспериментально обнаруженную закономерность и связать ее непосредственно с природой человека (координаторы более высоких уровней, как будет показано далее,  составляют пренебрежимо малую долю).

Следствие: на "наивысшем" (для данной ИСУ) иерархическом уровне управления может находиться всего лишь несколько человек!

Необходимо отметить, что совсем не обязательно, чтобы 16 Кi-1 (16 "разнотипных" координаторов i-1-того уровня) составляли социон i-1-того уровня в иерархической системе управления: если не будет хотя бы одного координатора Кi для i-того уровня иерархии, то и не будет условий для того, чтобы новая информация появилась на этом - i-1 уровне иерархии!

Строя иерархические системы управления, "выставляя" при этом Кi "в нужное место" - человечеству становятся доступными для управления все более высокие уровни иерархии природных систем (например, - все большие территории), а также все большие массы общества. Высший уровень управления на Земле - планетарный: для его реализации необходимо создание "пирамиды управления", захватывающей все население нашей планеты.

Теперь мы можем сформулировать тезис:

n        вектор развития цивилизации направлен на создание условий для реализации поиска координаторов, их отбора, обучения и расстановки.

Весьма важным при этом является то, что координатор i-того уровня, Кi, "обеспечивает работой" всю свою пирамиду, - то есть всех нижележащих как координаторов, так и тиражировщиков, составляющих основание такой пирамиды управления.

Отметим, что так как i-1 уровень иерархии может состоять более чем из одной КС, то, вообще говоря, координатор i-того уровня, Кi, будет "обеспечивать работой" 16m координаторов i-1 уровня, то есть, в общем случае, "пирамида управления" может выглядеть так:

...®Кi+1 ® 16mi Кi ® 256mi-1 Кi-1 ®...,

где mi - количество КС на i-том уровне иерархии рассматриваемой природной или социальной системы.

Поэтому оценка[1] Qi=(16i+1-1)/15 для общего количества и координаторов, и тиражировщиков для пирамиды управления, опирающейся на одного координатора из i-того уровня иерархии системы управления является существенно заниженной. Ее, скорее, можно рассматривать как "оценку снизу". А вектор развития цивилизации теперь можно рассматривать как стремление к созданию такой пирамиды управления, в которой на каждого из координаторов на i-том уровне иерархии количество людей в соответствующей пирамиде управления приближалось бы к Qi=(16i+1-1) /15. Для достижения этого общество выработало такие социальные институты, как наука и культура - благодаря которым нормативные режимы управления становятся доступные всем координаторам рассматриваемого уровня - независимо от того, какой из КС данного уровня иерархии они управляют, или даже всем тиражировщикам вообще. Подробно об этом см. в главе 7.

Еще раз подчеркнем: вся иерархическая структура управления - вся пирамида управления - может работать лишь только тогда, когда функционируют координаторы и когда в "нижележащих" слоях этой пирамиды нет "пропусков". Таким образом, пирамида управления оказывается весьма чувствительной (можно даже сказать - критично чувствительной!) к функционированию координаторов, - которых, в случае окончания их деятельности, необходимо постоянно заменять на других. Реализовать же такой режим функционирования пирамид управления можно только с использованием механизма самоорганизации - для социальных структур этот механизм часто осуществляется при помощи так называемых механизмов социальной демократии.

n        Итак, состав координаторов - то есть набор конкретных людей, составляющих пирамиду управления {Ki} - является переменным.

Интересно также следующее обстоятельство. Так как "квант времени", заключенный в КС высокого уровня иерархии, может быть весьма большим, то для реализации управления большими природными системами (например, большими территориями) ранее требовалась постоянная смена координаторов высокого уровня иерархии на исторически длительных промежутках времени. Однако сейчас, с возрастанием как скорости, так и связности современных информационных коммуникаций (почта, телефон, компьютеры, Internet и т.п.), а также технической возможности цивилизации в преобразовании природы, впервые появляется возможность реализовать управление природными и социальными системами планетарного масштаба - за исторически короткие промежутки времени, сравнимые уже с длительность деятельной человеческой жизни. Примеров тому ХХ век дал множество: Мировые войны, коммунизм и фашизм, персональные компьютеры и Internet, объединение Европы, возрастание роли ООН и необходимость изменения ее функций, - и многое другое.

Условием для (само)организации координаторов является обеспечение им максимально широкого доступа до информации: координатор сам выберет "к действию" (обработке) лишь только ту информацию, которую он в состоянии освоить. Таким образом, координатор выступает также в роли своеобразного механизма селекции информации - так происходит построение информационной - иерархической (!) - пирамиды (причем объем информации стремительно нарастает при переходе к координаторам боле высокого уровня). Поскольку в экономике недостаток в координаторах существует всегда, то социально - экономическое (фактически - политическое!) устройство государства должно быть ориентировано на создание максимально оптимальных и комфортных условий для отбора, обучения, воспитания и функционирования координаторов[2].

Отметим также, что, вообще говоря, на некоторых иерархических уровнях пирамиды управления в качестве объектов, реализующих управление, могут выступать восемь типов 4АИА (в качестве которых могут выступать коммерческие фирмы[3] или же некоторые государственные образования). 4АИА - объекты, сформированные как неразрывное соединение дуальных типов 2АИА (см. определение в параграфе 15.1). Нетрудно видеть, что для каждого иерархического уровня непротиворечивое управление может быть достигнуто только с помощью либо типов 2АИА, либо таких типов 4АИА. Эти типы 4АИА могут уже не содержать людей, составляющих всю "нижележащую" пирамиду: они будут опираться на науку и культуру, и использовать машины, механизмы, компьютеры и соответствующее программное обеспечение к ним и т.п., то есть все то, что уже разработано и внедрено как координаторами соответствующих уровней, так и соответствующими тиражировщиками. Иными словами, такие типы 4АИА используют уже готовые стили и способы управления[4].

В качестве примера приведем связь между иерархическими системами управления и широко используемым сегодня построением сети Intranet (внутрифирменной компьютерной сетью). Фактически, для "больших" фирм (с числом сотрудников более 256 (=162!) человек) - наличие такой сети означает создание условий для самоорганизации пирамиды управления в рассматриваемой фирме. Для малых фирм - это средство для самоорганизации типов для решения конкретных задач, то есть - создание условий для самоорганизации отношений между типами, звеньев Ир- и Ра-колец и т.п.

Организационно сеть Intranet разбивается поэтому на два случая:

1.       большие фирмы = создание собственных Web-страниц, и

2.       малые фирмы = файлы со сведениями о себе + "персональная внутренняя" e-mail.

Можно рекомендовать такой режим использования Intranet: если перед фирмой появляется необходимость в решении какой-либо задачи (и решение которой "неочевидно" - то есть возникла необходимость в выработке нового режима управления!), то для этого создается собственная Web-страница, в которой высказывается девиз "Заполните ее своими предложениями и своими мыслями". Затем - сотрудники заполняют соответствующие поля этой Web-страницы своими планами. Интересно, что при этом в режиме реального времени такие предложения и планы подвергаются критическому анализу других сотрудников, и, в результате, за сравнительно короткое время получается не только решение, оптимальное для рассматриваемой фирмы, но также и такое решение, которое уже все исполнители - изучили и готовы немедленно приступить к его реализации!

Теперь скажем несколько слов о такой весьма существенной для России, Украины и других стран бывшего СССР (и вообще для многих стран мира!) сфере безопасности - речь идет о политической безопасности управленца или менеджера. Управленец или менеджер должен быть уверен "в завтрашнем дне" своего бизнеса. Но такую уверенность в будущем ему может дать лишь только вся система организации политической системы государства как целого! Сегодняшнее состояние общества характеризуется тем, что роль бизнесмена в политических процессах стремительно возрастает. Сегодня бизнесмены и менеджеры получают все большие возможности не только для непосредственно участия в политике, но и для управления политическим процессом. Используемый при этом канал - информационный: средства масс-медиа (особенно - информационные - CNN стал весьма прибыльным коммерческим предприятием), бизнес информационной аппаратуры и инфраструктуры (появление персональных компьютеров привело к появлению новой, весьма привлекательной для бизнеса области) и т.п. Наконец, само организационное обеспечение существования партий, блоков, движений и тому подобных социальных структур просто невозможно без того, чтобы такие структуры получали финансовое вспомоществование со стороны бизнеса.

n        Итак, какое же социальное или политическое движение поддерживать бизнесмену?

Ответ может быть лишь единственным: конечно же - только те партии, только те социальные структуры, деятельность которых направлена на установление и развитие оптимальной иерархической структуры общества - оптимальной именно с информационной точки зрения.

Подробное рассмотрение вопросов, связанных с описанием оптимальной структуры для управления информационными потоками в государстве будет проведено в отдельной книге (см., впрочем, последующие параграфы и главы 7 и 16). Здесь же мы приведем лишь некоторые основные закономерности, которые вытекают из уже проведенного выше рассмотрения[5]:

n        общество (страна) развивается в направлении максимально возможной сложности своего иерархического строения;

n        возможности для развития общества определяются сравнительно небольшой группой координаторов (дальше - "К-группа"), роль и влияние которых с развитием общества возрастает;

n        социально - экономическое развитие общества идет в направлении обеспечения максимальных возможностей для выявления, обучения и развития людей, которые могут войти в состав К-группы (то есть - для выявления, отбора и обучения координаторов);

n        состав людей (координаторов) в К-группе есть переменный;

n        перспективы социально - экономического развития общества определяются существующими экономическими и правовыми условиями для функционирования К-группы;

n        затруднения в функционировании К-группы и в обмене людьми между ней и обществом, затруднения во взаимодействии ее с другими социально - экономическим структурами приводит к  деградации общества;

n        "плановое", государственное начало общества обязано обеспечить оптимальные условия для обмена как людьми, так и информацией между К-группой и тиражировщиками.

Это - основные условия, только при наличии которых и возможна самоорганизация ИСУ на разных уровнях иерархии данного государства.

Без наличия таких условий деятельность как бизнесмена и менеджера просто не может быть оптимальной: появляются "информационные пробки", в результате чего человек либо не имеет возможности реализовать новые Проекты, либо не получает необходимой ему информации об этих Проектах.

Таким образом, безопасность управленца, менеджера или бизнесмена включает в себя - как составную часть - также весь комплекс вопросов "политической безопасности": эти вопросы лежат, собственно, уже "за пределами его компетенции", так как они определяют политическое структуру государства.

Мы не случайно говорим всюду именно о социальных и экономических структурах - совместно, объединяя их в единый комплекс. Новый способ, новый стиль управления, повышая приспособленность к Реальности той или иной структуры - фирмы, государства в целом, да даже и отдельного человека! - дает ей тем самым новые возможности. Фактически, деньги (финансы) играют роль меры новой информации[6], точнее - ее социальной значимости (то есть - важности "для всех"). Поэтому и Ваши возможности как предпринимателя определяются теми условиями, которые для этого создало Ваше государство. Даже поверхностное знакомство со структурой управления социально - экономическими системами в экономически развитых странах мира свидетельствует о том, что их законодательство ориентировано как раз на реализацию перечисленных выше закономерностей.

Анализ состояния  и перспектив России, Украины и некоторых других государств будет описан в отдельной работе.

Наконец, легко видеть, что изложенные в результаты могут быть с успехом использованы в политическом менеджменте (см. главу 11).

***

Приведем в заключение этого параграфа выдержку из Дневников великого ученого и гуманиста В.И Вернадского. Напомним, что он был Заместитель Министра образования во Временном правительстве, а также - член ЦК правящей партии Кадетов!

В. Вернадский, биологи Э. Бауэр, Николай Вавилов, Т. Лысенко, Н. Кольцов, медик А. Гурвич, математик А. Колмогоров,  физик П. Лазарев… Хотелось бы написать книгу об их научной судьбе и тех возможностях для всей Цивилизации, которые не были реализованы вследствие коммунистического тоталитаризма…

Но вернемся к дневнику.

Запись от 18 апреля 1918 года:

"Эти дни невольно и не раз возвращался к мысли о НЕРАВЕНСТВЕ[7]. Идеи Гобино не так уж неверны. Равенство людей - фикция и, как теперь вижу, фикция вредная. В каждом государстве и народе есть раса высшая, творящая творческую созидательную работу, и раса низшая - раса разрушителей или рабов. Несчастие, если в их руки попадает власть и судьба народа или государства. Будет то, что с Россией. Нация в народе или государстве состоит из людей высшей расы. Демократия хороша, когда обеспечено ею господство нации. А если нет?

Равенства НЕТ, и надо сделать из этого выводы. Очевидно, в государственной, общественной и экономической жизни при построении прав необходимо добиваться таких условий, при которых обеспечивалась бы нации возможность широкого и полного проявления и при которых наименее была бы опасной деятельность отрицателей и рабов. Мне кажется, что при таком построении значительная часть демократических учреждений должна получить свое основание, ибо нация не совпадает ни с сословием, ни с классом. Но не больше ли элементов нации в русском дворянстве, чем в русском народе? Чей ТРУД должен главным образом оплачиваться? Мне кажется, как правило, это не рабочий и не капиталист. Это организатор и изобретатель. Рабочий и капиталист - оба эксплуататоры, в том случае, если рабочий получает вознаграждение по социалистическому рецепту. Организатор часто совпадает с капиталистом, но далеко не всегда. Промышленность и техника вообще не может свободно развиваться в социалистическом строе, т.к. он весь не приспособлен к личной воле, неизбежной и необходимой для правильного функционирования организаторов и изобретателей. Мне давно хочется развить эти мысли. Можно построить любопытные социальные системы. Никогда нельзя заменить личности изобретателя коллегиями, хотя иногда и удобно пользоваться этой формой деятельности."

Цитировано по книге В.И. Вернадский. Дневники . 1917-1921. - Киев: Наукова думка, 1994. - С.77.

Собственно, - это именно то, что В.И Вернадский впоследствии связывал с Ноосферой.

Но это также то, что описано в этой главе!

Фактически, все то, о чем мечтал В.И. Вернадский относительно построения новых социальных систем - все это может быть выполнено на основе теории 2АИА и Социальных Технологий. Например, ниже в параграфе 4.4 мы дали вывод так называемых "Прав Человека" и многих других, характерных для демократического общества, условий... Ряд принципиально важных положений описан в главах 7 и 16.

Изобретатель и разрушитель - отрицатель… Координатор и тиражировщик… Сегодня это стало уже реальностью - и нужно исходить из того, что это объективно существует.

Кто есть я сам?

Этот вопрос, вероятно, станет передо многими читателями этой книги.

Независимо от ответа на него: кем бы Вы ни были, главное в том, как Вы участвуете в пирамидах управления. Разрушаете ли Вы их - или созидаете.

"Самая большая" пирамида управления не будет работать, если нет даже одного "самого маленького" тиражировщика! Точно также - как и тогда, когда нет даже одного "нужного" координатора.

В этом - равноправие.

А вот кто есть ты сам - это уже твой крест, который тебе нести всю твою жизнь…

 

***

Задание 4.1. Попробуйте привести маркеры для координатора в Вашей сфере бизнеса.

(Если будут затруднения - посмотрите следующий параграф этой главы. Там, однако, приведены только некоторые общие маркеры - поэтому Вам придется "перевести" их на тот "язык", который используется в Вашем бизнесе. Некоторые детали см. также в параграфе 10.1.)

Задание 4.2. Являетесь ли Вы сами координатором? И если да - то какого уровня?

(Эта проблема обязательно станет перед Вами в случае, когда Вы будете думать о расширении своего бизнеса или о слиянии его с другими фирмами.

Нами написан также политический детектив "Выбор", действие в котором развивается вокруг Социальных Технологий. В этой книге в занимательной форме раскрыты многие основные закономерности Социальных Технологий, - преимущественно связанными не только с Национальной безопасностью государства, но также и Вашей собственной информационно - психологической безопасностью! В этой книге Вы найдете также многие полезные для себя советы.)

Задание 4.3. Опишите иерархическую структуру Вашей фирмы. Просмотрите все ее иерархические уровни. Оптимальна ли структура Вашей фирмы?

(Но не спешите увольнять людей! Сначала определите, например, следующее: 1) полностью ли они загружены и 2) знакомы ли Вам такие специалисты  - координаторы (и можете ли Вы сами их найти?), которые смогут заменить нескольких Ваших сотрудников.

Наконец, а Вы уверены в том, что Вы правильно и оптимально сумели построить управление Вашей фирмой? Посмотрите также главу 8. Неплохо было бы получить консультацию специалиста!)

Задание 4.4. Созданы ли в Вашей стране условия, необходимые для самоорганизации пирамид управления?

(Подробно об этом будет написано в другой книге - однако многие вопросы освещены в следующих параграфах этой главы и главах 7 и 16, а также в политическом детективе "Выбор".

Для Вас же лично - ответ на этот вопрос является принципиально важным, так как он определяет успех и надежность Вашего бизнеса. А также то, не следует ли Вам перевести его в другую страну!

А, может быть, уже наступило самое время - уносить ноги из этой страны?!)

Задание 4.5. Какие из политических партий и движений имеют программы, имеющие целью создать или оптимизировать условия для самоорганизации пирамид управления, оптимальных для Вашей страны?

(Подробно об этом будет написано в другой книге - однако многие вопросы освещены в следующих параграфах этой главы и главах 7 и 16, а также в политическом детективе "Выбор".

Правильный ответ на этот вопрос позволит Вам правильно выбрать партии, в которые Вам следует вкладывать свои деньги!)

Задание 4.6. Не идет ли в Вашей стране дело к гражданской войне или ее территориальному распаду?

(Если да - то немедленно удирайте! Вы еще имеете - пока еще имеете шанс спасти свою жизнь и жизнь своих родных!

Подробно об этом будет написано в другой книге - однако многие вопросы освещены в следующих параграфах этой главы и главах 7 и 16, а также в политическом детективе "Выбор"..)

***

<< >> C

4.2. Некоторые количественные закономерности

Рассмотрим некоторые количественные закономерности, которые следуют из проведенного рассмотрения.

В Таблице приведено количественное строение "пирамиды управления"  - приведены числа 16n, где n - номер уровня иерархии:

 

Требуемое количество уровней иерархии

Количество людей, "работающих" на данном уровне управления

0

1

1

16

2

256

3

4.096

4

65.536

5

1.048.576

6

16.777.216

7

268. 435.456

8

4.294.967.296

 

Конечно, такая "числовая пирамида" является предельным вариантом, к которому следует стремиться при реализации управления своей фирмой. На самом деле - это оценка снизу для количества людей, реализующих управление на каждом из иерархических уровней: точные числа могут, в зависимости от уровня иерархии, быть увеличены в несколько раз.

Эту же "числовую пирамиду" можно использовать для оценки количества иерархических уровней, ,которое необходимо для управления заданной социальной группой в зависимости от количества людей в такой социальной группе. Для этого можно исходить из правого столбца таблицы, увеличенного в 3¸4 раза (участник "пирамиды управления" + его ребенок + его престарелый родитель = 3 человека уже), - в зависимости от демографической структуры данной социальной группы.

Интересно, что в законодательстве развитых стран, как правило, такие количественные закономерности отражены довольно отчетливо.

Так, например, "семейный бизнес" включает в себя количество работающих около 10 человека, - что вполне соответствует условию на отсутствие иерархичности в управлении.

Понятие "мелкий бизнес" охватывает фирмы с числом работающих порядка 100 человек - то есть учитывает необходимость наличия уже иерархического управления.

Под "средний бизнес" попадают фирмы с количеством людей до нескольких тысяч - а это уже дает возможность установить 2 уровня иерархии в управлении такими социально - экономическими образованиям.

Трехуровневые "пирамиды управления необходимы для управления "крупным бизнесом", которых охватывает десятки тысяч человек.

Сотни тысяч работающих - это уже уровень "сверхкрупного бизнеса" - транснациональных корпораций, корпораций общегосударственного значения и т.п. Здесь необходимо строить уже 4-уровневые ИСУ.

5-уровневые ИСУ относятся уже к государственным образованиям, их независимым территориальным структурам (штатам, провинциям, и т.п.) или мегаполисам (крупным городам, например).

6-уровневая ИСУ необходима уже для реализации оптимального управления "супердержавами", численность населения которых достигает 100 млн. человек (с учетом демографической структуры тогда в состав ИСУ по управлению данной территорией может войти не более 17 млн. человек).

Необходимость в 7-уровневых ИСУ может возникнуть, например, для управления объединениями государств (территориально этому может соответствовать уже уровень отдельных континентов). Как видно, на всей нашей планете максимально может быть реализовано 7-уровневая ИСУ, - вероятно, именно ее имеют в виду, когда говорят о "мировом правительстве" или о ноосфере...

·       Весьма важно то обстоятельство, что приведенная таблица может быть непосредственно использована в практической деятельности как управленцем или менеджером, так и политиком.

Действительно, в таблице указаны количественные характеристики социальных объектов, которые отделяют один иерархический уровень от другого.

·       Управленцев можно перемещать только внутри одного и того же уровня иерархии!

Вопрос о перемещении управленца с одного объекта на другой - относящийся уже к другому уровню иерархии - должен начинаться с определения того, является ли этот человек координатором соответствующего уровня иерархии. Конечно, соответствующие численные величины являются ориентировочными - но они, как правило, всегда смогут выделить случаи, когда необходима "проверка на координатора соответствующего уровня".

В политической деятельности часто возникает ситуация, когда хорошего руководителя отдельной территории переводят на должность управленца общегосударственного уровня: как видно из таблицы, это, как правило, является неправомерным - человек, как правило, не сможет справиться с новыми обязанностями. В таких случаях всегда необходимо время, чтобы проверить способность данного управленца быть координатором нужного уровня.

<< >> C

4.3. Координаторы и тиражировщики (что такое Элита)

Ниже будут описаны те социальные условия, только при выполнении которых и возможна самоорганизация оптимальных пирамид управления. Выделены маркеры, с использованием которых могут быть определены координаторы, а также комплекс условий, необходимый для их оптимального функционирования на уровне государства как целого. Показано, что класс понятий, связываемый обычно с так называемыми "Правами Человека", является просто комплексом условий, которые необходимы для отбора координаторов. Интересно, что так как "Права Человека" получены как следствие нашего формализма, это обстоятельство можно рассматривать как успешную апробацию развитого нами подхода.

Как видно из предыдущего, решающим условием для возможности построения иерархических систем управления - ИСУ - является наличие координаторов. Но все - таки, все - таки: как же распознать координатора?

С типом человека уже достигнута определенная ясность: его можно определить с использованием 4-х дихотомий (см. главы 2 и 12).

А как же определить координатора?!

Возможность для определения координатора, как следует из предыдущих параграфов этой главы, существует всего одна: определить уровень и свойства информации, которой этот координатор оперирует. То есть - необходимо определить иерархический уровень, на котором данный человек способен осуществлять управление. Наконец - определить, а способен ли данный человек, "претендующий" на то, чтобы считаться координатором, "рождать" - синтезировать новую для этого уровня иерархии информацию или же восстанавливать недостающую ее часть.

В качестве таких маркеров для координатора могут выступать следующие (перечень, конечно, предварительный и далеко не полный):

n        Информация соответствующего уровня и смысла "поляризует" человека, она притягивает его, он выделяет ее из общего потока (например, - потока новостей), он начинает социализировать ее. Поэтому если рассматриваемый человек является координатором[8], он немедленно начинает ее обработку, он немедленно "переключается" на нее, подчиняя нуждам ее социализации (внедрения, объяснения, приложения, распространения и т.п.) всю свою активность, всю свою деятельность без остатка. Более того: именно через эти новые знания он начинает преломлять все свое видение Мира вообще (естественно - до тех пор, пока он "занят" этой информацией!); он видит всюду (!) проявления "именно этого"!

n        Деньги для координатора не имеют важности сами по себе, - в особенности, когда он занимается бизнесом! Деньги для него - не более чем орудие, с помощью которого он получает доступ до необходимой ему информации, либо же - орудие, с помощью которого он может реализовать свою активность. (Конечно, для рациональных типов личности деньги играют большую, чем для иррациональных, роль - однако никогда она не переходит в определяющую (решающую) для их жизненной цели.)

n        В краткой беседе координаторы определяются при помощи так называемых "ключевых слов": это некоторые темы, упоминания об эффектах, явлениях, подходах и т.п., описывающих соответствующие уровни разных (Природных или Социальных) иерархических самоорганизованных систем. Координатор на "свое" - среагирует, заинтересуется, сообщит свое мнение и т.п.. (Тиражировщик же просто отбросит эту тему...)

n        Координатор мыслит не только (не столько) "вглубь", но - и это случается достаточно часто - "по горизонтали", ибо высшие уровни ИСС затрагивают много разных объектов (объектов разной природы), которые традиционно описываются в рамках часто совершенно разных научных дисциплин.

n        Если иррациональный тип активно формирует конкретные структуры высшего уровня иерархии (сложные, - например те, которые сами являются уже ИСС - такие как, фирмы, общественные движения, партии и т.п.) - это уже также маркер координатора.

n        Если рациональный тип способен разговаривать на уровне "идей", если он активно оперирует понятиями из многих областей (науки, деятельности и т.п.), - и это тоже маркер координатора.

Как видите - имеем ситуацию, о которой говорилось в Евангелии: "По плодам труда их узнаете их"...

А кто же лучше всего сумеет распознать координатора? Конечно же - другой координатор!

Вообще же - любой человек способен распознавать координаторов:

1.       "своего уровня"

2.       уровня, "на один выше, чем собственный"

3.       всех нижележащих уровней.

Перечисленные выше (далеко не полные!) условия, собственно, являются необходимыми для того, чтобы человек (координатор или тиражировщик) вообще смог принять участие в какой - либо пирамиде управления (иерархической структуре управления).

На перечисленные маркеры и условия и следует ориентироваться: что делать, - в противном случае за координатора легко принять просто экстравагантную личность (ситуация далеко не нова: вспомним Гоголевского "Ревизора"...).

Еще раз подчеркнем: нового координатора могут распознать (и, соответственно, отобрать) лишь только другие координаторы - как "функционирующие" (то есть те, которые именно сейчас активно реализуют управление на определенном иерархическом уровне), так и "бывшие" (то есть те, которые раньше были координаторами соответствующего уровня, а сейчас - "отдыхают"; фактически же - ищут или подготавливают новую информацию для социализации). Как правило, такие люди должны быть объединены в некие "экспертные группы", которые должны приглашаться для анализа предлагаемых Проектов (на самом деле, таким образом выявляются координаторы, которые только и могут реализовать эти рассматриваемые Проекты).

Весьма важным является то обстоятельство, что понять, осознать Проект, предлагаемый координатором, может лишь только координатор того же или более высокого уровня, - для координатора на уровень меньше оценка Проекта может оказаться невозможной (особенно, если этот эксперт не имел раньше дела с объектами, управлению которыми посвящен данный Проект, или информация о котором используется в этом Проекте). Ни тиражировщики, ни даже координаторы с уровня на два меньше, чем тот, который затрагивается предлагаемым на рассмотрение Проектом, не смогут принять сознательного и осознанного решения: на оптимальную оценку они могут выйти разве что только случайным образом.

·         Идеология "выработки коллективного мнения" неприменима к координаторами!

Это обстоятельство должен учитывать каждый "управленец высшего звена" в своей повседневной практической деятельности!

Примеров функционирования координаторов множество, - особенно много дает их наука ХХ века. Достаточно упомянуть уже одного Альберта Эйнштейна - его специальная теория относительности на протяжении многих лет была доступна для понимания крайне ограниченному кругу высокоталантливых физиков (координаторов в физике!). Среди политических лидеров можно упомянуть Франклина Рузвельта[9] с его "новым экономическим курсом" (точнее сказать - с его осознанием важности рекомендаций своих экспертов).

Совокупность координаторов в данной стране - это и есть, собственно, та группа людей, которую во все времена называли Элитой Государства. Однако теперь мы можем сказать, что Элиту собственно Государства составляют не все координаторы - но лишь только те из них, которые соответствуют государственному иерархическому уровню. Обратимся к Таблице, в которой приведено соответствие между уровнями иерархии в ИСУ и количеством координаторов (см. параграф 4.2). Из нее легко видеть, что государству как целому отвечает иерархическая система управления, содержащая, как правило, от 4 до 6 уровней иерархии. Из этой Таблицы видно, что Элиту собственно Государственного уровня составляют не более 1.000 человек! - остальных координаторов можно назвать собственно уже "региональной" элитой (элитой регионального уровня). И именно эта "тысяча" человек и определяет как лицо страны, так и перспективы ее дальнейшего развития. Собственно, - только эти люди и являются "незаменимыми": отсутствие у них возможности для функционирования в составе ИСУ немедленно лишает страну управляемости (управляемости как единым объектом).

Более подробно об особенностях функционирования ИСУ для управления государством описано в следующем параграфе, - здесь же далее мы опишем еще способы распознавания координаторов и "привлечения" их к реализации управления с использованием современных форм коммуникации - сетей Intranet и Internet.

Пример 1. Сети Intranet как способ организации управления.

В качестве примера приведем связь между иерархическими системами управления и широко используемым сегодня построением сети Intranet (компьютерной сетью внутри данного объекта, - например, фирмы, министерства, парламента, кабинета министров[10] и т.п.). Фактически, для "больших" объектов (с числом сотрудников более 256 (=162!) человек) - наличие такой сети означает создание условий для самоорганизации пирамиды управления. Для малых объектов - это средство для самоорганизации типов для решения конкретных задач, то есть - создание условий для самоорганизации отношений между типами, звеньев Ир- и Ра-колец и т.п.

Организационно сеть Intranet разбивается поэтому на два случая:

1.       большие фирмы = создание собственных Web-страниц, и

2.       малые объекты = файлы со сведениями о себе + "персональная внутренняя" e-mail.

Можно рекомендовать такой режим использования Intranet: если перед объектом (фирмой, отделом, министерством, партией и т.п.) появляется необходимость в решении какой-либо новой задачи (решение которой "неочевидно" - то есть возникла необходимость в выработке нового режима управления!), то для этого создается собственная Web-страница, в которой высказывается девиз "Заполните ее своими предложениями и своими мыслями". Затем - сотрудники заполняют соответствующие поля этой Web-страницы своими планами. Интересно, что при этом в режиме реального времени высказанные предложения и планы подвергаются критическому анализу других сотрудников, и, в результате, за сравнительно короткое время получается не только решение, оптимальное для рассматриваемой фирмы, но также и такое решение, которое уже все исполнители - изучили и готовы немедленно приступить к его реализации!

Пример 2. Сети Internet как способ организации пирамиды ИСУ (особенно - распознавания и отбора координаторов).

Сегодня уже имеется большой банк данных о потенциальных сотрудниках ИСУ практически любого уровня - это сеть Internet. В ней уже сейчас находится достаточно большое число абонентов, имеющих самые разные цели в жизни.

Но какие же люди являются "наиболее дефицитными" для построения ИСУ? Несомненно, - координаторы! Это как раз те люди, наличие которых является критическим для реализации управления. Собственно, координаторы - это и есть управление, ибо только они могут принести новые идеи.

·         Как же найти, отобрать и использовать координаторов с помощью Internet?

Мы здесь укажем только, как использовать некоторые из "маркеров", определяющих координаторов.

Итак, главный из маркеров - это способность координатора либо восстанавливать недостающую часть информации, либо создавать новую, ранее не существовавшую информацию. Отсюда и две стратегии их поиска (или, может быть, точнее сказать - отбора?!). Первая - создавать условия для подготовки претендентами разного рода аналитических обзоров: например, описания текущего состояния (или прогноз его развития) для того или иного направления деятельности государства, направления бизнеса или менеджмента, и т.п. Вторая - искать людей, которые активно и результативно работают в нескольких областях: ибо координатор работает, образно говоря, не "вглубь" проблемы (часто - даже не умея делать больше ничего иного!), а как бы "по горизонтали", рассматривая и решая задачи (задачи одинакового уровня иерархии!) из разных областей человеческой деятельности (то есть - на всем иерархическом уровне как целом, а не на отдельной КС для самого низкого уровня иерархии).

Реализовать оба пути можно, например, создавая специальным образом сформированные Web-страницы и широко используя при этом следующее правило: "взял наш файл (или - информацию вообще) - оставь свой файл (информацию), причем - соответствующего уровня". (Причем "соответствующий уровень" может быть аннотирован просто как "описание объектов, подобных описанным в нашем файле": например, "если мы описали фирму Microsoft, то Вы можете описать Республиканскую Партию.) Для более широкого захвата, можно организовать что-то наподобие оплачиваемых "отборочной комиссией" олимпиад или иного рода соревнований (даже - конференций), - с привлечением известных и уважаемых экспертов - координаторов. Отметим, что при этом достигается также стратегия отбора "подобный выбирает себе подобного" (или - "координатор (уже состоявшийся!) отбирает - потенциальных - координаторов").

С помощью Internet и соответствующих Web-страниц также легко организовать быстрое построение необходимых пирамид управления под решение требуемой задачи: на Web-странице составляются условия задачи, и все желающие размещают там свои собственные планы ее решения (конечно, сообщая при этом свои данные). Спустя некоторое время - на данной Web-странице можно будет весьма четко выделить несколько стратегий решения предложенной задачи, - причем под каждую стратегию соответствующая группа исполнителей будет уже сформирована! Конечно, при этом необходима фиксация некоторых специфических юридических вопросов, - прежде всего из области защиты интеллектуальной собственности и авторских прав (что, однако, уже вполне разрешимо современными техническими методами).

<< >> C

4.4. Социальные, экономические и правовые условия, которые необходимы для оптимального функционирования социальных иерархических систем управления

Итак, мы видим весьма интересную картину: чем выше "количество информации" (которое можно определить как объем сведений, данных, и т.п., необходимых для управления как заданным, так и нижележащими иерархическими уровнями; количество информации "высшего" уровня (то есть - относящееся к вышележащему уровню) полагается принципиально более высоким, чем любое количество информации, необходимое для управления нижележащими уровнями), тем меньше количество людей (координаторов), которые могут эту информацию преобразовывать.

А поскольку реализация управления любой природной или социальной ИСС "критична" к построению соответствующей пирамиды управления, то приходим к выводу, что успех в реализации управления любой - Природной или Социальной ИСС - критично чувствителен к наличию координаторов, которые только и способны строить соответствующие пирамиды управления.

Следовательно политическое, социальное, экономическое и правовое устройство социальной структуры, которая реализует управление Природными или Социальными ИСС, должно обеспечивать условия прежде всего для оптимального функционирования координаторов разных уровней (нужных для построения данной конкретной пирамиды управления!).

Ниже мы сосредоточим внимание преимущественно на описании пирамид управления для государства, - но все сказанное полностью и безо всяких изменений переносится на любые пирамиды управления вообще (и будет, например, справедливо для фирм, партий, общественных движений и т.п.).

Мы полагаем, что 1) количество тиражировщиков не лимитировано (это - действительно так: например, для экономически развитых стран проблема легко решается путем миграции рабочей силы (даже если отвлечься от наличествующей там безработицы), а в экономически слаборазвитых странах имеется устойчивый избыток рабочей силы) и 2) количество же координаторов - лимитировано (это действительно так: координаторы требуют не только сравнительно длительного обучения, но и наличия возможностей для проявления своих сил, - а все это требует сравнительно крупных финансовых затрат для их отбора и обучения; а вот в экономически слаборазвитых странах координаторы просто "не нужны" из-за отсутствия объектов приложения своих возможностей).

Наконец, данные статистики убедительно свидетельствуют, что не более 5¸6% экономически активного населения способно к продуцированию новых возможностей в бизнесе (то есть определяют успех экономики данной страны), - и это даже в условиях стимулирования координаторов в бизнес - секторе экономики и при существенной поддержке "общественного мнения"! Поэтому можно прийти к следующему заключению:

·         именно координаторы являются "наибольшим дефицитом" при построении пирамид управления.

Наконец, весьма важным обстоятельством, которое необходимо для построения пирамид управления, является наличие постоянного роста информации, усваиваемой тиражировщиками. Действительно, если информация - в результате деятельности координаторов из соответствующей пирамиды управления - социализирована, то тиражировщики, которые будут участвовать в построении уже новых пирамид управления, обязательно должны быть знакомы с ней, уже обязательно должны владеть этими алгоритмами (способами, методами) управления Реальностью. Иными словами, на уровне тиражировщиков происходит постоянное накопление новых способов, режимов и алгоритмов управления Миром.

А теперь - суммируем несколько важных закономерностей, необходимых для построения иерархических систем для управления - пирамиды управления.

·         Механизм построения пирамид управления - самоорганизация. Действительно, объединяются в пирамиды управления люди, во-первых, которые хотят социализировать известные им (пока что - только им!) механизмы управления ("поделиться" известной только им информацией с другими). И, во-вторых, которые способны к реализации процесса социализации (которые умеют преобразовать новую информацию к виду, доступному для людей - координаторов - "их уровня", а также для координаторов на уровень их ниже или уже для тиражировщиков). Эти люди "видят" новые возможности (бизнесовые, общественно - значимые, властные, и т.п.), которые привносит эта новая информация в общество. И эти люди хотят "подключиться" к этому процессу - в надежде с помощью этого движения решить "свои личные[11] проблемы".

·         Конечно, люди в пирамиде управления заменяемы - но только лишь в пределах одного уровня и одного типа личности. И заменимы они только при наличии 1) желания включиться именно в эту пирамиду управления и 2) знаний, умений и навыков, которые необходимы для того, чтобы "работать в данном месте" этой пирамиды. Насильно заставить человека (когда "он не хочет", - например, когда его жизненные цели иные) принять участие в пирамиде управления - невозможно: он обязательно будет искать возможности для своего "бегства" из нее. То есть он будет "работать не в полную силу", и в соответствующей пирамиде управления сформируется "пробка" - "информационный затор". Наконец, данный человек будет формировать в этой пирамиде управления свою собственную пирамиду управления, направленную на решение его собственных целей и задач: то есть он будет  попросту разрушать эту пирамиду управления. Фактически, "желание и возможности" участвовать в данной пирамиде управления есть просто свидетельство того, что данный человек - "кусочек именно этой" пирамиды управления!

·         В координаторов необходимо вкладывать деньги: их трудно найти (необходимо организовать и поддерживать инфраструктуру для этого), их трудно обучить (обучение у тиражировщиков - их раздражает, а обучение у координаторов более низкого уровня они быстро "проскакивают" и требуют "более высокого" уровня преподавания), срок их обучения - до получения первых результатов - долог (прежде всего по той причине, что чтобы "достучаться" до координаторов высокого уровня, необходимы уже какие-то "результаты"), им необходимо предоставить возможности для реализации их Проектов (так как им  надо приобрести навыки как в участии в пирамидах управления, так и в их построении "от себя вниз").

·         Необходимо сформировать "общественное мнение" таким образом, чтобы координаторы и тиражировщики чувствовали себя в обществе комфортно, чтобы "прежние заслуги" человека не служили препятствием для других людей, чтобы успешное продвижение одного не служило предметом зависти для других и т.п.

·         Необходимо законодательно закрепить право координатора на "единоличное" мнение при управлении все той частью пирамиды управления, которая "замкнута на него" (то есть - у которой он "стоит во главе").

·         Наконец, необходим целый комплекс экономических, социальных и правовых норм для обеспечения возможности для самоорганизации пирамиды управления как целостной структуры вообще! Например, необходимо обеспечить условия для "успешного распада" пирамиды управления после социализации информации от "главного" координатора (координатора - одного или нескольких, "от которого" сформировалась данная пирамида управления). Сюда включается целый комплекс проблем, среди которых: материальное и финансовое обеспечение бывших участников пирамиды управления (на время, достаточное, например, для а) для релаксации и отдыха и б) для синтеза новой информации),  достаточное социальное обеспечение по старости (например, для тех участников, которые достигли пенсионного возраста), информационное обеспечение (в частности - информирование населения о вкладе участников "распавшейся" (а, точнее - исчерпавшей себя!) пирамиды управления, и т.п.

·         Создание общественного мнения о том, что участие в пирамидах управления является весьма престижным.

·         Обеспечение - прежде всего правовое - защиты "личного вклада" и интеллектуальной собственности участников (координаторов) данной пирамиды управления. В экономически развитых странах мира сюда входит, в частности, правовое обеспечение интеллектуальной собственности и авторских прав (эта сторона весьма важна, так как на "начальном" уровне формирования пирамиды управления "суть и смысл нового" знает очень малое количество людей: поэтому развитое законодательство обеспечивает правильный кадровый состав координаторов).

·         Социальное, правовое и экономическое поле страны должно обеспечивать максимально удобные условия для возможности самоорганизации новых пирамид управления. В частности, должен быть обеспечен свободный доступ до информации любого уровня (однако при этом следует хорошо продумать проблему защиты конфиденциальной информации, - и, вместе с тем, защиту от злоупотреблений под мотивом "конфиденциальности"). Вероятно, для этого необходимы свои собственные пирамиды управления, свободное перемещение людей (внутри страны - свободное, но регулирование эмиграции и иммиграции), развитую коммуникационную систему (дороги, телекоммуникации, и т.п.), развитую инфраструктуру для обучения, отбора и селекции информации, наличие тиражировщиков соответствующего уровня квалификации (при условии социальной престижности честного труда), развитое законодательство (например, трестовое и антитрестовое), и т.п.

·         Наконец, необходимо  наличие условий (социальных, экономических, правовых и т.п.), которые обеспечивали бы постоянное как наличие в стране всего комплекса пирамид управления, так и условий для самоорганизации пирамид управления высокого уровня иерархии не только из отдельных координаторов и тиражировщиков, но также и из самостоятельных пирамид управления (которые при самоорганизации буду входить в новую пирамиду уже целимы, самостоятельными, "сработавшимися" блоками - что существенно ускоряет сам процесс самоорганизации, а, следовательно, и прогресс данного государства). Для уменьшения потерь времени на реализацию нового режима управления наиболее целесообразен именно такой "блочный" механизм самоорганизации пирамид управления. При этом координатор i-того уровня "связывает" воедино (в единый объект) несколько пирамид управления с "вершинами - координаторами" на i-1-уровне (оптимально - охватывая 16 соответствующих координаторов (и столько же пирамид управления, "растущих" от них "вниз") на i-1-уровне).

Таким образом, структура управления государством выглядит следующим образом: 1) пирамида управления представляет собой иерархическую структуру, 2) на каждом их уровней иерархии происходит постоянное и безостановочное как формирование новых единичных объектов (пирамид управления, в вершине которых стоит координатор этого уровня), так и распад уже существующих пирамид управления, причем новые объекты могут формироваться их "осколков" распавшихся (каждый осколок - это пирами управления уровня ниже, чем рассматриваемый). При этом новые пирамиды управления формируются ("растут вниз") от координаторов соответствующего уровня иерархии. Если же во главе пирамиды а) нет координатора или б) информация, которую он может предложить, уже социализирована, то такая пирамида управления начинает распадаться "сверху вниз" на более мелкие части - пирамиды более низкого уровня иерархии. Чем ниже уровень иерархии, тем "быстрее" происходит такое "мельтешение" (то есть тем меньше времени необходимо как на формирование новых, так и на распад уже существующих пирамид управления).

Интересно, что условия для оптимального функционирования государства опираются на следующие положения:

1.       существуют координаторы и тиражировщики,

2.       пирамида управления государством формируется по механизму самоорганизации,

3.       существует иерархия координаторов,

4.       пирамида управления "растет вниз" от соответствующего координатора.

В параграфе 4.1 были описаны условия, необходимые для успешного функционирования ИСУ высоких уровней - нами использовано для нее название "К-группа". Эти условия, опубликованные нами в 1993 году, по сути являются также условиями для оптимального функционирования государства и опираются на первые два положения. Теория 2АИА и построение иерархии информации, отражающей иерархическое строение Природных и Социальных систем тогда еще не было нами однозначно связано с пирамидами управления. Собственно, поэтому речь и шла о К-группе. Теперь же мы знаем, что К-группа - это пирамида управления (иногда - совокупность пирамид управления), которой производится управление государством.

Более того: теперь, с использованием полученных закономерностей для количественного состава уровней для пирамид управления (см. параграф 4.2), легко может быть найдено, пирамида управления из скольких уровней иерархии необходима и достаточна для управления той или иной социальной (социально - экономической) структурой или же государством в целом. Из приведенного выше материала вытекает очевидное следствие:

·         Если в данном государстве не имеется пирамиды управления достаточно высокого уровня иерархии, то данное государство распадается на территориальные объединения, количественный состав жителей в которых соответствует существующим пирамидам управления.

 Из сказанного в этом параграфе становится очевидным, что такие аспекты структурирования государства, как политические партии, играют роль отдельных блоков (чаще всего тех, которые относятся к сфере управления социальными структурами), которые в случае победы данной партии немедленно включаются (интегрируются) в общегосударственную пирамиду управления как составные части, чем уменьшается время, необходимое для начала реализации их Общегосударственных Программ.

Поэтому для политических партий и движений применимо все, сказанное выше для пирамид управления вообще. В частности - то, что партия должна быть у власти лишь только то время, пока она (точнее - координаторы, в ней функционирующие) способна предлагать новые режимы управления. Как только она перестает выдвигать "новые идеи", она должна уступить место другим партиям или движениям. А партии, находящиеся "в оппозиции", должны искать новые идеи, новых координаторов и т.п. (если они хотят прийти к власти, конечно). Математическая модель, способная описать взаимодействие двух (и большего количества) партий приведена параграфе 15.5.

Итак, такой социальный объект, как партия, должен включать в себя следующие обязательные составные части: 1) наличие Программы для управления страной, и 2) необходимое для ее реализации количество координаторов соответствующих уровней иерархии. Как правило, ядро партии долы составлять не менее 300¸400 координаторов уровня наивысшего и на один ниже для данного государства.

Отметим, что в связи с вышесказанным "беспартийные (в России или Украине они себя часто любят называть "независимые") члены парламента являют собой нонсенс именно в политическом смысле, так как они лично не могут принять участие в управлении государством и являются поэтому совершенно лишними и бесполезными. То же касается идеи о "неструктурированном" парламенте: в таком состоянии он просто не способен оказать никакого влияния на управление государством.

***

 

Напомним о такой весьма существенной для любой страны (а особенно для России или Украины) сфере безопасности - речь идет о политической безопасности управленца, менеджера или бизнесмена. Они должны быть уверены "в завтрашнем дне". Но такую уверенность в будущем ему может дать лишь только вся система организации политической системы государства как целого! Сегодняшнее состояние общества характеризуется тем, что роль управленца и бизнесмена в политических процессах стремительно возрастает. Сегодня бизнесмены и менеджеры получают все большие возможности не только для непосредственно участия в политике, но и для управления политическим процессом. Используемый при этом канал - информационный: средства масс-медиа (особенно - информационные - CNN стал весьма прибыльным коммерческим предприятием), бизнес информационной аппаратуры и инфраструктуры (появление персональных компьютеров привело к появлению новой, весьма привлекательной для бизнеса области - компьютерных сетей и коммуникаций) и т.п. Наконец, само организационное обеспечение существования партий, блоков, движений и тому подобных социальных структур просто невозможно без того, чтобы такие структуры не имели финансовое вспомоществование со стороны бизнеса.

Итак, какое же социальное или политическое движение поддерживать бизнесмену?

·         Ответ может быть лишь один: те партии, те социальные структуры, блоки, движения и т.п., деятельность которых направлена на установление и развитие оптимальной иерархической структуры общества - оптимальной именно с информационной, описанной выше точки зрения.

Без наличия таких условий деятельность как бизнесмена, так и управленца - менеджера просто не может быть оптимальной: появляются "информационные пробки", в результате чего он либо не имеет возможности реализовать новые Проекты, либо не получает информации об этих Проектах.

Таким образом, информационно - психологическая безопасность менеджера и бизнесмена включает в себя - как составную часть - также весь комплекс вопросов "политической безопасности": эти вопросы лежат, собственно, уже "за пределами" его компетенции, так как они определяют политическое структуру государства.

Мы не случайно говорим всюду именно о социальных и экономических структурах - совместно, объединяя их в единый комплекс. Новый режим управления, повышая приспособленность к Реальности той или иной структуры - фирмы, государства в целом, да даже и отдельного человека! - дает ей тем самым новые возможности. Фактически, деньги (финансы) играют роль меры новой информации (см. параграф 15.3), точнее - ее социальной значимости (то есть - важности "для всех"). Поэтому и возможности предпринимателя - бизнесмена или менеджера - определяются теми условиями, которые для этого создало Ваше государство.

Наконец, легко видеть, что изложенные в книге результаты могут быть с успехом использованы в политическом менеджменте (подробно см. в главе 11).

***

Теперь зададимся вопросом:

·         Каким образом законы самоорганизации пирамид управления проявляются на уровне отдельного человека - то есть в текущей жизни каждого гражданина?

Да и может ли влиять все это на повседневную жизнь всех слоев населения?

Что ж - давайте посмотрим.

Прежде всего: как показывают данные наблюдений, способность быть координатором не передается по наследству, не является генетически заданной. Всего несколько примеров из сферы человеческой деятельности, где координаторы выделяются без сомнения - из сферы науки. "Научные династии" - это скорее крайне редкое исключение, которые подтверждают общее правило! Мы можем вспомнить всего несколько случаев таких "династий" - Нильса Бора и его сына Оге Бора (оба Нобелевские лауреаты по физике), да еще Мари Склодовскую - Кюри и ее дочь Ирен Жолио - Кюри (также обе Нобелевские лауреаты). А дети Альберта Эйнштейна, Давида Гильберта, Пауля Эренфеста, Петра Капицы, Льва Ландау координаторами соответствующих уровней уже не были... Перечень можно продолжать практически бесконечно (затрагивая, конечно, не только физиков и математиков; мы выбрали эти примеры, так как эти области науки близки к нашим старинным научным интересам).

Итак, способность быть координатором не передается по наследству. Следовательно, определить наличие этих способностей у человека можно только уже в сравнительно зрелом возрасте - самое раннее в старших классах средней школы иногда (далеко не всегда!) можно обнаружить задатки координатора в области точных наук и искусства.

Напомним основные закономерности, которые мы уже описывали относительно участия координаторов в пирамидах управления (см. параграф 4.1).:

n        общество (страна) развивается в направлении максимально возможной сложности своего иерархического строения;

n        возможности для развития общества определяются сравнительно небольшой группой координаторов (дальше - "К-группа"), роль и влияние которых с развитием общества возрастает;

n        социально - экономическое развитие общества идет в направлении обеспечения максимальных возможностей для выявления, обучения и развития людей, которые могут войти в состав К-группы (то есть - для выявления, отбора и обучения координаторов);

n        состав людей (координаторов) в К-группе есть переменный;

n        перспективы социально - экономического развития общества определяются существующими экономическими и правовыми условиями для функционирования К-группы;

n        затруднения в функционировании К-группы и в обмене людьми между ней и обществом, затруднения во взаимодействии ее с другими социально - экономическим структурами приводит к  деградации общества;

n        "плановое", государственное начало общества обязано обеспечить оптимальные условия для обмена как людьми, так и информацией между К-группой и тиражировщиками.

Как правило же - способность человека быть координатором может быть надежно определена лишь только при анализе его самостоятельной деятельности ("по плодам трудов их узнаете их"). А это, как правило, возраст после 20 лет (в условиях, которые сложились с конца Х1Х века).

Итак, приходим к выводу, что общество способно отобрать максимально большое количество координаторов лишь только при наличии следующих условий:

1)      оно предоставляет всем своим гражданам (каждому!) равные права и возможности для реализации своих потенциальных способностей;

2)      оно предоставляет всем своим гражданам (каждому!) свободный доступ к любой интересующей его информации (той информации, которая необходима всем), включая свободу и возможность перемещения по стране;

3)      оно предоставляет (обеспечивает) всем своим гражданам (каждому!) полную свободу в высказывании любой информации (при условии открытости апробации и верификации этой информации, то есть при условии ответственности человека за нее);

4)      оно предоставляет (обеспечивает) всем своим гражданам (каждому!)  персонификацию высказанной информации (защита интеллектуальной собственности, авторских прав и т.п.);

5)      оно предоставляет (обеспечивает) всем своим гражданам (каждому!) свободу и защиту личной жизни (включая взгляды и верования), - в противном случае будут подавляться координаторы, способные сформировать новые пирамиды управления для социальных систем (так как новое всегда вначале воспринимается как "ересь"!);

6)      оно предоставляет (обеспечивает) равное (беспристрастное и бездискриминационное) отношение к каждому человеку при создании условий для его деятельности (например, - при приеме на работу).

Конечно, перечисление это далеко не полно. Но все же, его достаточно, чтобы узнать в них - так называемые "Права Человека, которые зафиксированы в соответствующей Декларации ООН.

Иными словами - в этом параграфе приведено (вероятно, впервые?!) доказательство необходимости выполнения Декларации ООН о Правах Человека для достижения страной экономического процветания!

А вот достаточно ли выполнения лишь только таких Прав Человека для того, чтобы страна достигла социально - экономического процветания?

Как следует из нашего формализма - нет, не достаточно! Ведь Права Человека не описывают "прав пирамид управления более низкого, чем государственный, уровня"! - "Права" этих объектов описываются уже блоком экономических и социальных законов!

Фактически, Права Человека - это условия для обеспечения функционирования К-группы (или, - что то же самое - для успешного функционирования элиты).

Весьма интересным представляется то, что объединение государств на уровне их национальных элит - то есть "достройка сверху", их интегрирование в качестве составных частей в пирамиду управления более высокого уровня иерархии, - причем которое происходит без нарушения законов самоорганизации этих национальных пирамид управления, совершенно не сказывается на уровне тиражировщиков! Главное при таком объединении в надгосударственное образование - это "не соваться" в дела тиражировщиков (да и координаторов первого и второго из нижних уровней иерархии): таким образом практически все население (более 99%) уже объединившихся стран просто даже не заметят, что они уже составляют единое целое! Недаром на пути образования Европейского Союза - ЕС - "простые люди" выдвигают единственное требование: сохранения свое национальной культуры и своего привычного уклада жизни. А путь такого объединения - долгий путь по принятию унифицированного законодательства, "деловые игры" с образованием Европарламента и т.п. - может быть признан, вероятно, как произведенный оптимальным способом. Хотя теперь, уже перед Объединенной Европой, стоит задача "достройки вверх" - создания пирамиды управления уже для всей Европы. А это требует того, чтобы на высший - надгосударственный - уровень иерархии пришли координаторы соответствующего уровня. И здесь активно функционирующих координаторов - ведущих национальных политиков из объединившихся стран - существует опасность: зависть[12] - "Мы сработали на других..." (а ведь многие из них не смогут быть координаторами Европейского уровня - их уровень лишь региональный; - так что сказанное имеет под собой веское основание). Оптимальным сейчас для ЕС представляется, в силу вышесказанного, образование транснациональных, "общеевропейских" партийных образований (например, путем объединения "родственных" партий из разных стран воедино): лишь тогда 1) из все территории стран ЕС можно будет отобрать координаторов и сформировать пирамиды управления, пронизывающие все Европейское общество, и 2) можно будет выработать единые Программы для совместного развития стран ЕС, которые не будут иметь "национальных особенностей" (ибо выработка Программы Общеевропейского развития исключительно внутри какого-либо одного государства обязательно будет выражена в "национальном" виде[13]).



[1] Она найдена как сумма членов геометрической прогрессии.

[2] Изложение оптимального с информационных позиций иерархического строения государства и следующая отсюда интерпретация истории Цивилизации будет подробно рассмотрена в отдельной книге (см., впрочем, главы 7 и 16).

[3] При этом возникает важная проблема для менеджера: найти себе дуала не только того же уровня "координаторства", - но также и "от той же самой" иерархической структуры.

[4] Подчеркнем еще раз: они могут управлять соответствующими объектами-КС, но лишь только по уже известным способам управления, - и причем лишь по тем, которым они научены. Ничего нового придумать они не могут!

[5] Частично эти особенности информационной динамики общества были изложены в статье А.А. Шиян "Процесс обучения как способ оптимизации адаптации человека к общественной жизни", опубликованной (на украинском языке) в Материалах международной научно - практической конференции "Пути повышения эффективности подготовки педагогических кадров" (Бар (Винницкая обл., Украина), 1993. - Часть 1. - С.67-69).

[6] Подробнее о роли информации в экономическом процессе см. статью А.А. Шиян "К вопросу о разработке новых критериев для управления иерархическими социально - экономическими системами" //Проблемы управления и информатики.-1996.-№5.-С.134-144. См. также параграф 15.3.

[7] Выделение ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ сделано самим В.И. Вернадским. Места, выделенные нами, сделаны другим шрифтом.

[8] Координатором "именно для управления этими, рассматриваемыми объектами"!

[9] Еще: Александр Македонский (его империя распалась с его смертью), Гитлер и Сталин (несомненные координаторы, построившие соответствующие их типам личности тоталитарные режимы), Мать Тереза (построение общемировой структуры для благотворительной помощи неимущим), генерал Де Голль (осознавший необходимость для Франции дать свободу Алжиру), - и многие, многие другие координаторы разных иерархических уровней.

[10] Таким образом, этот способ можно использовать для самоорганизации "верхнего уровня" ИСУ - то есть высших уровней иерархии государственной системы управления (высших эшелонов власти в государстве).

[11] Напомним, что "личные проблемы" координатора всегда подчинены процессу социализации новой информации.

[12] Альтруизм политика по отношению к власти - явление весьма редкое даже сегодня...

[13] И это - в лучшем случае, - в худшем же такая Программа будет отражать лишь интересы одной из национальных групп этой страны!

<< >> C
Реклама:
Hosted by uCoz
<